Сок – жидкий пищевой продукт, полученный методом физического воздействия на фрукты и овощи. В зависимости от способа производства, сок делится на 3 категории.
- Свежевыжатый. Такой сок изготавливают из свежих фруктов или овощей прямо при потребителе.
- Сок прямого отжима. После отжима сок пастеризуют и разливают в асептическую упаковку.
- Восстановленный сок. Получается после смешивания концентрированного сока и питьевой воды. Доля массы фруктовой основы должна быть не меньше 25%.
Пакетированные соки можно разделить на 3 основные категории:
- фруктовые;
- овощные;
- соки деревьев (березовый, кленовый).
Анализ рынка соков: производство
Начиная с 2013 года, украинский рынок соков постоянно сокращается. В 2013 году емкость рынка соков составляла 624,8 тыс. тонн. В 2014 году этот показатель составил 596,6 тыс. тонн. В 2015 емкость рынка соков упала до 353,8 тыс. тонн.
По сравнению с 2014 годом, в 2015 производство соков снизилось на 45% (до 255 тыс. тонн). Производство соковых смесей снизилось на 18% (до 202 тыс. тонн). В 2016 году падение темпов производства продолжилось. За первые 6 месяцев 2016 года фруктовых и овощных соков произвели на 15% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.
В большинстве случаев, сырье для соков производители закупают в Украине. Однако украинские компании зависят от курса доллара. В 2016 году повысились тарифы на электроэнергию, что привело к увеличению цены на сок.
Новости с рынка соков: экспорт и импорт
Украина – один из 5 крупнейших мировых экспортеров сока. Больше всего страна экспортирует яблочного сока. В 2015 году Украина поставила на рынок 116,7 тыс. тонн сока. За январь-ноябрь 2016 года Украина экспортировала 63,3 тыс. тонн сока.
Значительно сократился экспорт сока в Россию. В 2014 году туда направляли 14% от общего экспорта сока. В 2015 году эта цифра упала до 0,7%.
В 2016 года ЕС предоставил Украине квоты на беспошлинные поставки яблочного и виноградного сока в размере 10 тыс. тонн. Квоты были использованы полностью еще в 1 квартале 2016 года.
На внешний рынок Украина экспортирует сок самого высокого, премиального качества.
Украина в больших объемах экспортирует сок в такие страны:
- Польша;
- Беларусь;
- Молдова;
- Казахстан;
- Австрия;
- Германия.
Украинский рынок соков на 95% заполнен отечественной продукцией. На импорт приходится не больше 5%. Чаще всего это соки с экзотическими вкусами, изготовленные из фруктов, недоступных отечественному производителю.
В брендинговом агентстве KOLORO можно заказать маркетинговое исследование рынка соков. Будьте в курсе главных тенденций.
Рынок соков в Украине: портрет потребителя
Рынок соков сильно зависит от спроса. Падение курса гривны вызвало падение покупательской способности украинцев. Соки не относятся к категории товаров первой необходимости. Поэтому население предпочитает экономить на них.
В среднем житель Украины выпивает 10 литров сока в год. Этот показатель в 3 раза меньше, чем в Евросоюзе. 10% населения покупают сок только на праздники. 45% украинцев покупают сок несколько раз в месяц.
В предыдущие годы среди украинцев пользовались популярностью соки в упаковках по 1 литру. В 2015-2016 годах потребители отдавали предпочтение большим упаковкам: на 2-3 литра. Покупать их оказалось экономней.
Представитель компании «Витмарк-Украина» отметил, что в 2016 году вырос спрос на детские соки. Взрослое население экономит на себе, однако объемы закупок детских продуктов не сокращает. В 2016 году продажи детского сока выросли на 71%.
Увеличился спрос и на экологически чистые соки. Компания Galicia запустила линейку органических соков, которая пользуется большой популярностью. В то врем как потребление соков среднего ценового сегмента сокращается, премиум сегмент почти не просел.
Люди, ведущие здоровый образ жизни, стараются не покупать пакетированный сок. Это вызвано высоким содержанием сахара в продукте. Они отдают предпочтение сокам, разлитым в бутылки. В такие соки редко добавляют подсластители и консерванты.
Самой большой популярностью пользуются такие виды сока:
- апельсиновый;
- мультивитамин;
- вишневый;
- виноградный;
- томатный.
При выборе сока потребители ориентируются на такие критерии:
- вкус;
- марка;
- состав;
- рекомендации друзей и экспертов.
Однако чаще всего люди покупают сок спонтанно, привлеченные красивой упаковкой или обещанием скидки.
В наших статьях вы можете прочитать про ситуацию на рынках разных напитков: кофе, чая и пива.
Рынок соков в Украине: крупнейшие производители
Компания T.B.Fruit
Компания занимается изготовлением концентрированных соков. В состав компании входит 7 перерабатывающих заводов. Общая мощность производства составляет 220 300 тонн концентрированного сока в год.
Компания производит соки под торговой маркой Galicia. Производство было открыто в 2011 году. Соки этой торговой марки изготавливаются по технологии прямого отжима.
Компания T.B.Fruit – самый крупный украинский экспортер соков. Она экспортирует 98% своей продукции за границу.
PepsiCo
Американская транснациональная компания, которой принадлежат «Сандора» и «Садочок». Компания «Сандора» была основана в 1995 году. В 2007 году между компанией «Сандора» и PepsiCo был заключен договор. PepsiCo перешло 100% акций ООО «Сандора». Компания выпускает такие торговые марки соков.
1. «Сандора». Торговая марка представлена 18 наименованиями. В их число входят морс, соки и нектары. Среди населения Украины особой популярностью пользуются:
- «Апельсиновый сок»;
- «Сицилийский апельсин»;
- «Лимонный нектар»;
- «Мультивитамин нектар»;
- «Гранатовый нектар» и другие.
2. «Сандора Эксклюзив». Соки этой торговой марки изготавливаются из необычных фруктов, растущих по всему миру.
«Тайский Ананас»;
«Индийский манго»;
«Испанский Виноград».
3. «Сандора. Сок к завтраку». Соки этой линейки содержат повышенное количество мякоти фруктов, по сравнению с обычными. Линейка содержит 3 наименования:
- «Апельсиновый сок с мякотью»;
- «Грейпфрутовый сок с мякотью»;
- «Неосветленный яблочный сок».
4. «Сандора Овощной коктейль». Соки изготавливаются из смеси фруктов и овощей. Не содержат красителей, искусственных добавок и ароматизаторов. Линейка представлена 4 вкусами:
- «Солнце в стакане» морковно-яблочный сок;
- «Пикантный. Отдых с перчинкой» томатный сок;
- «Оранжевая радость» тыквенно-яблочный сок;
- «Фитнес-гуру» томатно-свекольный с солью.
5. «Сандорик» – соки и нектары для детей. Выпускаются в упаковках по 0,2 и 0,33 литра, с трубочкой. Линейка представлена широким ассортиментом:
- «Бананово-яблочно-клубничный нектар»;
- «Виноградно-яблочный нектар»;
- «Яблочно-морковно-малиновый сок с мякотью» и т.д.
6. "Сандора Эссенциалс". Эта линейка соков была запущена в 2016 году. Она состоит из двух серий:
- «Энергия»;
- «Иммунитет».
7. «Садочок». Торговая марка изготавливает продукцию 3 видов:
- соки;
- нектары;
- морс.
«Кока-Кола Бевериджис Украина»
Компания входит в состав Coca-Cola Hellenic Group. В Украине первое официальное представительство компании Coca-Cola было открыто в 1992 году. Свою продукцию «Кока-Кола Бевериджис Украина» распространяет через 21 дистрибьюторский центр. Соки представлены 3 брендами.
1. Rich. В Украине бренд был запущен в 2005 году. Ассортимент состоит из 11 наименований соков и нектаров. Соки Rich выпускают в упаковке объемом:
- 0,2 литра;
- 0,25 литра;
- 1 литр.
2. Rich Kids. Линейка соков для детей. Не содержит консервантов и искусственных добавок. Соки этой линейки выходят в пачках по 0,2 литра и представлены 4 вкусами:
- «Виноград-яблоко»;
- «Мультифрут»;
- «Клубника-банан-яблоко»;
- «Яблоко-виноград-рябина-малина».
3. «Добрый». Соки этой торговой марки продаются в упаковках 1 и 2 литра. Продукция представлена такими вкусами:
- «Мультфрут»;
- «Яблоко-вишня»;
- «Яблоко» и т.д.
«Витмарк-Украина»
Компания была основана в 1994 году. В состав холдинга входят:
- СП «Витмарк-Украина»;
- ОАО «Одесский консервный завод детского питания»;
- Кучурганский завод;
- Рахнянско-Лесовой консервный завод.
Компании «Витмарк-Украина» принадлежат несколько торговых марок соков, нектаров и смузи.
1. Jaffa. Торговая марка представлена разнообразными вкусами:
- апельсин;
- гранат;
- ананас;
- вишня и т.д.
2. «Соковита». В линейку торговой марки включены такие вкусы:
- томат;
- апельсин;
- мультифрукт и т.д.
3. «Чудо-Чадо». Торговая марка производит соки для детей возрастом от 3-х месяцев.
4. «Просто фрукты». Продукты линейки изготовлены из перетертых фруктов смешанных с соком. Линейка состоит из вкусов:
- персик;
- клубника;
- лесные ягоды.
5. «Наш сік». Торговая марка выпускает соки в упаковке разных объемов:
- 0,2 литра;
- 0,33 литра;
- 0,5 литра;
- 1 литр;
- 1,5 литра;
- 2 литра.
6. «Прямо сік». Линейка представлена 3 видами сока:
- «Яблочный сок»;
- «Яблочно-морковный сок»;
- «Мультифруктовый сок».
Свою продукцию компания экспортирует более чем в 20 стран мира: Канаду, Израиль, Казахстан, Кипр, Эстонию и т.д.
Росинка
В 1960 году был основан «Киевский завод безалкогольных напитков». Компания считает, что именно в этом году началась ее история. Выпускает разнообразную продукцию, в том числе соки под торговой маркой Capri Sun. В Украине соки Capri Sun производят по лицензии немецкой компании Wild.
В октябре 2016 года, суд признал банкротом ЧА «Киевский завод безалкогольных напитков «Росинка». В ноябре 2016 года, Антимонопольный комитет допустил создание корпорации «Росинка». В нее должны войти ООО «Торговый дом «Росинка», ООО «Киевский завод напитков «Росинка», ООО «Совместное украинско-испанское предприятие «ЛЕ ГЕР», ООО «Евро-Авто-Альянс».
Исследование рынка соков: тенденции в дизайне упаковки
1. Новый взгляд. Традиционно, на упаковке сока дизайнеры помещают изображение фруктов. Новая тенденция позволяет посмотреть на привычные вещи с неожиданной стороны. Например, в дизайне упаковки соков Live обыграно сходство некоторых фруктов и музыкальных инструментов. Так груша превратилась в гитару, а гранат - в маракас.
2. Наочность. Мало написать, что сок содержит большое количество фруктов или овощей. Лучше это показать. Например, для соков Siya разработана бутылка, в которую органично вписали изображение фрукта. Складывается впечатление, что сок вытекает напрямую из него. Это должно подчеркнуть свежесть продукции.
3. Простота. Новый тренд стремиться показать что в соке важней его содержимое, а не упаковка. Изображение фруктов на простом белом фоне, название и полезные свойства. Ничего лишнего.
4. Пин-ап. Сок не только источник полезных витаминов. Он одновременно служит лакомством и источником радости. Это можно подчеркнуть с помощью игривых изображений на упаковке.
5. Изысканность. Подчеркнуть премиальность продукта можно с помощью дизайна упаковки. Изображения, имитирующие акварель, золотые вставки – все это указывает на высокое качество сока.
Станьте лидером рынка вместе с брендинговым агентством KOLORO. Обратитесь к нашему менеджеру уже сейчас!
Украинский рынок соков: резюме
- Начиная с 2013 года, производство соков в Украине сокращается. Причиной стало повышение тарифов, что сделало производство слишком дорогим.
- Украина входит в число крупнейших мировых экспортеров сока. В то же время, страна импортирует всего 5% соков. 95% соков на украинском рынке – отечественного производства.
- Потребление пакетированного сока в Украине в несколько раз ниже, чем в США и Европе. Это вызвано низкой покупательской способностью населения. Большинство потребителей не считает сок продуктом первой необходимости.
- Чтобы привлечь потребителей и удержать цены, многие производители сокращают производство 100% соков. Вместо этого увеличивается доля нектаров.
Брендинговое агентство KOLORO поможет вам создать красивую упаковку. Давайте идти к успеху вместе!