Маркетинговая стратегия банка

Маркетинговая стратегия банка

Категория: Брендинг и маркетинг

20 / 12 / 2017

9539 просмотров

25 4.44 5

Как маркетинг банковских услуг monobank привлек тысячи клиентов за месяц

Мобильный банк monobank начал бета-тестирование в октябре 2017 года. За месяц компания выдала 12 тысяч карт, и уже к 6 ноября украинцы получили 150 млн гривен кредитов. Что дает уверенность новой фирме? Как строится ее маркетинг банковских услуг? Ведь мобильный банкинг сейчас — интенсивно развивающаяся отрасль, где очень много конкурентов.

Банковские услуги, как и услуги в целом, неосязаемы — их нельзя пощупать, и они не сохраняются во времени. Финансовое учреждение должно само определить нужную потребителям услугу, установить ее цену и предложить рынку интересные банковские продукты. Ошибка в банковском секторе обходится дорого.

Читайте также: «Ритейл-брендинг банков: сводим дебет и кредит»

Что еще за monobank?

Первый в Украине мобильный банк без отделений monobank — детище нескольких «приватовцев». За его создание ответственны главным образом:

  • Дмитрий Дубилет, сделавший впечатляющую карьеру: бывший IT-директор в «ПриватБанк», а теперь саксофонист в Fintech Band;

  • Олег Гороховский, бывший первый заместитель Председателя Правления в «ПриватБанк», теперь фронтмен в Fintech Band;
  • Михаил Рогальский — бывший глава отдела платежей в «ПриватБанк», сейчас музыкальный продюсер в Fintech Band.

Для справки, Fintech Band — IT-компания, оказывающая услуги украинским и зарубежным банкам. По сути, новый банк — мобильное отделение Universal Bank, что отражено в бренде: monobank | Universal Bank. В свою очередь, Universal Bank — тернопольское учреждение, работающее с 1994 года. По версии кредитных агентств занимает пятое место по надежности и качеству обслуживания.

Заметим, что в Норвегии и Японии уже существуют банки под именем Monobank. Украинское название не в последнюю очередь пишется с маленькой буквы, чтобы отстроиться от аналогичных брендов.

Первый шаг маркетинговой стратегии — анализ рынка банковских услуг

Нужен ли мобильный банкинг в Украине? Ответ — безусловно. Рынок мобильного банкинга растет стремительными темпами: в год его объем составляет более 100 млрд гривен. Это направление банковской сферы выгодно и клиентам, и самим финансовым учреждениям.

Первый шаг маркетинговой стратегии — анализ рынка банковских услуг

Впервые расчеты через телефон в Украине появились в 1999 году. ПриватБанк ввел услугу: оплата телефона и перевод средств с помощью смс. Увидев, насколько успешна технология, банк решил разработать Приват24. Уже через несколько лет другие крупные учреждения присоединились к «гонке вооружений». Сейчас наиболее крупными сервисами считаются мобильные приложения от:

  • Альфа-банка;
  • VTB;
  • Райффайзен Банка;
  • Укрсоцбанка.

Нужно больше информации о банках? Брендинговое агентство KOLORO проведет все нужные исследования рынка.  А еще мы делаем креативный нейминг, продающий дизайн упаковки и разрабатываем стратегии продвижения не хуже, чем у monobank`а!

Как мы видим, рынок мобильного банкинга весьма насыщен. Для большинства молодых банков войти на него — достаточно сложный челлендж. Стоит ли он того?

Почему мобильный банкинг выгоден

Исследование Deloitte, проведенное в 2016 году, показало: если взять цену обслуживания в отделении за 100%, то интернет-банкинг будет стоить 4%, а мобильный — 2%. Разница в издержках для банков ощутима. Если учреждение переведет хотя бы 20% своих клиентов на расчеты по мобильному, то оно сэкономит около 5 млн долларов в год. Кроме того, благодаря технологиям менеджеры банка получают значительные преимущества:

  • увеличение аналитики по клиентам, поэтому маркетологи лучше понимают, как проводить кампании;

  • круглосуточный доступ потребителей к услугам банка — то есть, клиенты более удовлетворены, и банки получают прибыль, даже когда менеджеры спят;

  • дешевый канал продаж, улучшенная сегментация рынка, дополнительные продажи и расширенный функционал.

Поэтому, когда клиент обращается в банк, ему обязательно советуют перейти на интернет- или мобильное обслуживание. В Привате и ПУМБ менеджеры выкладывают подробные инструкции, как проводить операции с помощью компьютера. Такая банковская стратегия помогает перевести больше клиентов в Интернет и, как следствие, больше экономить.

Для потребителей мобильный банкинг также выгоден — мы все знаем, насколько удобнее становится жизнь, когда все расчеты можно проводить через компьютер или смартфон. Даже пенсионеры уже вовсю оплачивают коммунальные услуги через Интернет — может быть, с помощью детей или внуков, но тем не менее.

Потребительские предпочтения

Сектор мобильных услуг в дальнейшем будет только расти. Сейчас в Украине лишь 40% населения пользуются интернет-банкингом. В этот процент входят люди 25-40 лет. В дальнейшем, естественно, они продолжат пользоваться мобильными банками. Значит, возраст клиентов раздвинется от 18 до 100 лет (мы надеемся).

Итак, мы видим, что новым учреждениям есть смысл вкладываться в уже насыщенный, но все еще перспективный рынок, и тратить значительные средства на маркетинг в банке.

Определение рынка и портрета клиента

Интернет-банкинг в Украине популярен у граждан в возрасте 25-40 лет, которые составляют 65% пользователей мобильных сервисов. Более половины приходится на мужчин — 56.7%, а на женщин 43.3% от всех потребителей. Если верить исследованию USAID, то целевую аудиторию мобильного банка можно поделить на три основных типа:

  • молодой пользователь 20-25 лет, с высшим образованием и средним доходом около 4 500 гривен в месяц. У него достаточно оптимистичный настрой и взгляд на будущее;

  • более зрелый пользователь 40-45 лет. Средний доход — около 5-6 тысяч в месяц. Они не обязательно довольны своим положением и полагают, что в старости преимущественно будут зависеть от государства;

  • пользователь старше 60 лет. Его доход составляет около 3 000 гривен, и он полагает, что полностью зависит от государства.

Определение рынка и портрета клиента

Преобладает, как уже было сказано, первый и второй типы клиентов мобильного банкинга. Значит, маркетинговая стратегия банка в данном случае ориентируется на них. В перспективе вполне возможен широкий охват рынка, всех групп потребителей. Стоит взглянуть на зарубежную статистику: в Польше, Великобритании, США более 90% клиентов используют интернет- и мобильный банкинг.

Брендинговое агентство KOLORO организует продвижение вашего бизнеса для любой аудитории. Создайте стратегию продвижения своего бизнеса с нашей помощью.

Продвижение банка и банковской услуги

Реклама банковских услуг должна представлять мобильный банкинг как:

  • прогрессивный;

  • динамичный;

  • удобный;

  • вместе с тем, надежный и точный.

Чувство стиля также имеет большое значение — стиль должен быть современным и лаконичным, в русле последних тенденций графического дизайна. Оцените строгую черно-серую гамму карты monobank. M — монохромность.

Продвижение банка и банковской услуги

По секрету: успех monobank создан упаковкой! Да-да, и ничем иным. Читайте «Как создать эффективный дизайн упаковки»

Даже в продвижении банковских услуг внимание молодежи нужно привлекать яркими высказываниями, часто с чувством юмора — посмотрите на стикеры, прилагаемые к упаковке банковской карты. Котик, как известно, универсальный символ, излучающий добро и тепло. А говорит он вперемешку на украинском и английском языках.

Современная молодежь чаще всего владеет английским языком достаточно хорошо, чтобы понимать, о чем речь. Даже если написано на транслите: «Ізі, ізі! Ріел ток! Синк ебаут іт!». Клиенты лет 25-ти с высшим образованием посмеются, но поймут: надо остановиться и подумать. Это довольно узконаправленное решение. Пенсионеры подумают, что, прочитав надпись, они вызовут демона, прости Господи.

Обращаясь к молодежи, следует говорить четко и ясно: «Банк без отделений — удобно и выгодно», «Ну где вы еще видели бесплатные переводы?», «Возвращаем до 20% от покупок». Потом надо выдавать короткие инструкции — смотрите скриншот сайта monobank.

Банк без отделений

Банк также обещает рассчитать кредитный лимит без каких-либо походов по учреждениям. Как раз то, что нужно молодежи: просто и без лишних проволочек. Оставшееся время можно потратить на тусилово (здесь вы слышите горький смех), нет, на учебу и работу.

Продвижение банковских продуктов

Любая новая фирма должна завоевать вначале внутренний рынок, точнее, всего лишь один или несколько сегментов внутреннего рынка. Именно поэтому кампания monobank обращается к конкретной группе потребителей, которую мы с вами определили несколькими абзацами выше.

Сейчас аудитория 25-40 лет практически не смотрит телевизор. Основные каналы информации — Интернет и Интернет-СМИ:

  • Google;
  • Twitter;
  • Facebook и другие соцсети;
  • блоги и статьи на тематических порталах.

Продвижение банковских продуктов

Маркетологи «бесплатного» банка monobank выбрали практически бесплатную стратегию, в данном случае — наиболее эффективную. В сети сейчас нельзя найти видео или подкастов, посвященных банку. Акцент продвижения услуг банка сделан на текст — статьи и фото на финансовых порталах, группах в Facebook и Instagram. Даже Twitter был заведен не в мае, когда объявили о создании такого банка, а ближе к ноябрю, при подготовке к непосредственному выпуску карт.

Эта длинная-длинная статья требует перерыва. Пейте кофе и знакомьтесь с «Обзором украинского рынка кофе»

Реализованную стратегию monobank в каком-то смысле можно уподобить продвижению видеоигр, что знакомо современной молодежи:

  • анонс о грядущем релизе;

  • набор бета-тестировщиков;

  • собственно организация теста;

  • выкладывание отзывов об услуге в соцсетях и на порталах.

Но зато какие люди продвигали monobank! Бывший IT-директор ПриватБанка 7 марта объявил о создании «первого банка без отделений в Украине». Вне всякого сомнения, топ-менеджер крупнейшего банка страны — человек, словам которого следует доверять.

В октябре началось бета-тестирование: редакции финансовых порталов начали выкладывать статьи с подробными обзорами мобильного приложения. Это достаточно аккуратная реклама банковских продуктов. В группе Facebook создали закрытую группу для тестировщиков, где люди делились найденными багами и пожеланиями. Стоит заметить, что в период теста monobank выдал уже 12 000 карт.

Затем 22 ноября состоялся запуск, и в сети стали мелькать заманчивые фото стильных черных карт. Возникло естественное любопытство: «Что это? Красиво выглядит! Хочу такие же стикеры». Сарафанное радио вызвало такую же естественную волну заказов карт, причем довольно большую. Юлия Акуленко, заместитель директора Universal Bank, оценивает планы по выдаче карт в 300 — 400 тысяч за первые полгода.

Заключение

Современные банковские услуги следует продвигать, применяя современные же инструменты. Наиболее активная аудитория — трудоспособные граждане 20-40 лет — понимают яркие и образные обращения. Тексты должны быть, с одной стороны, краткими, как предложения на главной странице банка, а с другой — подробными и объективными, как обзоры на финансовых порталах. Стиль, чувство юмора, тонкая «заточка» под клиента — все способствует продвижению современного банка.

Посмотрите, как мы в брендинговом агентстве KOLORO организуем продвижение вашего бизнеса. Закажите услугу у нас!

Контактная информация:

hello@koloro.ua

+38 (044) 223 15 23

Подготовил:

Александр Тоболин

Ведущий ведущих маркетологов

25 голосов

Понравилась статья?
Оставьте свой голос :-)
comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Бесплатная консультация. Звоните

up-btn

Спасибо за ваше сообщение!

КОНТАКТЫ

Выберите удобный вам способ:
- Оценка готовности вашего проекта
- Построение плана работ
- Цены и сроки

понравились наши статьи?

наши новости понравятся тоже !