С помощью этой статьи вы научитесь правильно излагать информацию, а значит - будете правильно поняты вашим собеседником.
Принцип иерархии (пирамида)
Вы не должны сообщать собеседнику информацию по принципу «все и сразу». Чтобы быть правильно понятыми - придерживайтесь иерархии в подаче информации! Сначала описывайте суть вопроса. Потом - выделяйте главные детали. И только затем - прорисовывайте каждую деталь в отдельности.
А теперь включите свой внутренний таймер и, после прочтения задания, попробуйте выполнить его примерно за 4 секунды. Но, для начала, запаситесь ручкой и бумагой для записи. Готовы?
Итак, запомните как можно больше существительных из следующего списка: карась, сова, жираф, бегемот, щука, ворона, заяц, налим, соловей, лиса, карп, утка.Сразу же запишите то, что вам запомнилось.
А теперь подсчитайте, сколько животных "поселилось" в вашем списке. Шесть? Семь? Всего в списке 12 животных.Но не спешите расстраиваться, средний результат, выдаваемый при таком тестировании – пять записанных по памяти названий, и дело вовсе не в том, что у большинства людей скверная память, из-за обилия у них в голове информационного "мусора".
Все дело в способе постановки задания. Ведь вам было бы намного проще запомнить больше, если бы задание было сформулировано следующим образом:«Запомните как можно больше существ из данного списка: Рыбы: карп, карась, щука, налим; Птицы: ворона, сова, утка, соловей. Животные: жираф, бегемот, заяц, лиса». Итак, ві просли существительные во второй раз, но все равно, проверьте каким получится результат при такой формулировке задания (на себе или на своих коллегах).Наверняка, результат будет лучше, чем тот, который вы получили после первого раза.
Все просто. Структурированная информация воспринимается проще. И эту структуру можно себе представить в виде своеобразной пирамиды. Собственно говоря, этот подход к структурированию информации известен именно как "метод пирамиды". Его суть состоит в том, информация излагается к от общего - к частному. Сперва подается целостная, но не детализированная картина, а после, шаг за шагом, блок за блоком «наращивается» основа "пирамиды".
По этому принципу можно хорошо зафиксировать в уме вашего собеседника любое объяснение. Скажем, вы житель Танзании и никогда не слышали о существовании такого блюда, как суши. И вот, вам начинают рассказывать, как готовить суши. Представьте, что этот рассказ звучит примерно так:
«Для приготовления суши лосось нарезается длинными полосками, диаметром до одного сантиметра. Авокадо плоскими полосками толщиной до 5 мм. Рис промывается в "семи водах". Промытый рис варится до готовности, а затем приправляется столовой ложкой смеси рисового уксуса, сахара и соли. Лист прессованных водорослей ложится на коврик для суши и на него, смачиваемыми в воде пальцами, выкладывается тонкий слой риса, примерно на 3/4 площади листа, с отступом от краев листа около сантиметра. Посередине слоя риса выкладывается "дорожка" из ингредиентов - вассаби, авокадо и лосось. Выложив на слой риса ингредиенты, начинаем скручивать рулет в сторону пустующей части листа, помогая себе ковриком - чтобы рулетик получился плотным и не разваливался. Когда полоса со слоем риса закончится, слегка увлажните оставшуюся часть листа водой и докрутите ролл до конца, таким образом - "заклеивая" его. С помощью бамбукового коврика придайте получившемуся "рулету" прямоугольные очертания и разрежьте его хорошо наточенным смоченным водой ножа - на 6 частей. Приятного аппетита».
Что скажете, после прочтения такого рецепта вы поняли как готовятся роллы и уверены, что сможете приготовить их самостоятельно? Выстаивая информацию по принципу пирамиды, мы получили бы классический кулинарный рецепт - от частного (сути) - к детализированным этапам и описанию результата.
То есть, в данном случае, нам следовало бы начать с описания сути блюда. Затем, продолжить - составлением перечня ингредиентов для суши. А закончить - разбивкой процесса приготовления суши на несколько, хорошо обозримых, этапов. Например: 1) Варка риса; 2) Подготовка ингредиентов; 3) выкладывание ингредиентов; 4) скручивание и порезка роллов; 5) сервировка стола. С коротким описанием каждого этапа.
Описывая рецепт таким образом, мы бы вышли на ту самую "пирамиду", которая помогает нам сначала понять суть блюда/понятия, а потом уточняет, какие же компоненты используются для его приготовления/формирования и употребления.
Принцип "отталкиваемся от потребностей слушателя"
Начните рассказ с того, что интересует вашего слушателя, – с его вопросов, возможностей, задач или проблем. Сравните два следующих текста. Какой из них заинтересует вас больше?
Вариант 1. «Плод дерева банан покрыт толстой кожурой. Благодаря хорошо защищающей плод кожуре, банан можно безопасно съесть, даже купив на улице, не помыв…»
Вариант 2. «Как сытно и с пользой для здоровья перекусить прямо на улице, всего за пару минут и без риска получить «болезнь грязных рук»? Крайне просто - купите банан, очистите его, держась за хвостик плода, и тут же съешьте его. Часть плода, защищенная кожурой - всегда чиста и готова к употреблению…»
Ясно, что большинство читателей проголосует за второй вариант, ведь он начинается с того, что интересно и волнует большинство людей, с задачи, которую нужно чуть ли не ежедневно решать миллионам жителей Земли!
Скорее всего, тех, кто выбрал второй вариант, заинтересуют и следующие два текста:
«У вас - ни минуты свободного времени - после работы вам сразу же нужно забрать своего ребенка из детского садика, потом быстро заскочить домой, покормить/переодеть/занять чем-то ребенка, не задерживаясь на перекус, взять свою сумку для тренировки, и... убежать в спортзал… А есть-то, ой, как хочется! Так вот ведь оно - ваше решение – на углу вашего дома, во фруктовом ларьке продают бананы!...»
или:
«Рабочий день завершен, вам хочется использовать КАЖДУЮ минуту своего свободного времени с наслаждением каждым моментом СВОБОДЫ! НО – вы не увлекаетесь кулинарией, а только - спортом, рыбалкой или неспешным общением с друзьями. В таком случае, зачем вам тратить свое драгоценное время на приготовление пищи!? По дороге в спорткомплекс, на рыбалку или к друзьям в гости, покупаем банан, очищаем его и тут же съедаем – ведь под кожурой банан чист и полон полезных для организма микроэлементов!…»
Первый предложенный вариант начинается с актуальной для слушателя проблемы, а второй – с привлекательной возможности. В обеих случаях - целевая аудитория заинтересована в том, о чем мы с ней разговариваем!
Итак, суть двух указанных принципов теперь вам понятна. информация должна подаваться структурировано (от сути - к деталям) или, имея целевой посыл - от цели - к предложению.
Как же можно применить данные принципы на практике? Например, уже не при общении, а при написании учебной статьи. Давайте рассмотрим следующий пример. Допустим, вы пишете статью для начинающих или будущих финансистов - об основных принципах оценки инвестиционной привлекательности предприятия. В таком случае, вы можете построить свой рассказ об используемых вами в процессе оценки показателях следующим образом:
«Р/Е (price to earnings) - это показатели оценки стоимости – то есть - отношение цены акции к доходу на одну акцию.P/S (price to sales) – это отношение цены акции к объему продаж на одну акцию. Коэффициент P/E помогает рассчитать количество лет, требуемых для того, чтобы окупить цену приобретаемых акций.
ROS (return on sales) и ROE (return on equity) - это показатели рентабельности…»
Но, учитывая предложенные принципы подачи информации, вы можете начать свое описание так:
«Для того, чтобы принять решение, стоит ли покупать акции какой-либо компании, вам нужно понять, стоят ли акции компании тех денег, которые за них просят:
- способны ли акции в разумный срок окупить ваши вложения;
- рентабельна ли компания;
- как быстро будет расти прибыль компании.
Способность акций окупать вложения вы можете оценить, подсчитав, сколько лет вам понадобится, чтобы за счет получаемых дивидендов, окупить цену приобртенных акций. Существует несколько вариантов расчета такого показателя. Вычисление отношения рыночной цены акции - к доходу на одну акцию за год, это коэффициент P/E (price to earnings). Кроме того, можно получить указанный показатель путем расчета отношения цены акций к объему продаж на одну акцию за год, это коэффициент P/S (price to sales)…
Рентабельность компании можно оценить, определив, насколько высокую отдачу компания получает от имеющихся у нее оборотных средств. Этот показатель вычисляется, как отношение чистой прибыли компании к ее выручке от реализации продукции (коэффициент ROS или return on sales), или же к сумме всех активов компании (ROA или return on assets), или к величине капитала компании (коэффициент ROE или return on equity)…
Возможность компании к росту оценивают за счет…» Ну, и т.д. Согласитесь, читателям, которым еще только предстоит стать продвинутыми финансистами, будет понятнее второй вариант описания сути вопроса.
Принцип "разгона"
Если нам необходимо рассказать о чем-то незнакомом, сложном и содержащем научную терминологию, мы не переходим к деталям и терминологии сразу же. «Для разгона» рассказа, мы начинаем его с чего-то близкого и понятного для слушателей.
К примеру, сравните два следующих текста (Дж.М.Уильямс «Стиль. Десять советов начинающим авторам»). И ответьте на вопрос, какой из них для вас понятнее?
Текст 1. «Управляющие белки – актин, миозин, тропомиозин и тропинин, образуют саркомер, основной элемент, отвечающий за сокращение мышц».
Текст 2. «Основной элемент, отвечающий за сокращение мышц, - это саркомер. Он образуется из управляющих белков – актина, миозина, тропомиозина и тропинина».
При абсолютно идентичном содержании, мы легче воспринимаем незнакомую нам тему во второй подаче. В первом тексте мы с ходу попадаем в незнакомую терминологию, а во втором - подходим к терминологии постепенно, то есть через принцип "разгона темы" от общепонятного - до сложного.
Как можно использовать принцип "разгона" при написании статьи? Снова обратимся к статье для будущих финансистов. Свой рассказ об одном из расчетных коэффициентов мы можем начать так:
«Еще один полезный коэффициент - это P/E (price to earnings). Он определяется как отношение рыночной цены акции предприятия - к годовому доходу на одну такую акцию. Коэффициент показывает, за сколько лет предприятие сможет окупить средства затраченные на покупку акций прибылью».
А можно рассказать о том же коэффициенте так:
«Один из полезных расчетных коэффициентов - коэффициентP/E (так называемый - price to earnings). Он позволяет узнать, сколько лет понадобится предприятию, чтобы окупить текущую стоимость своих акций. Такой срок рассчитывается, путем соотношения рыночной цены одной акции предприятия - к доходу на одну такую акцию за год».
То есть, после того, как ваши читатели смогут ухватиться за «общечеловеческую» суть понятий, формулы им будут уже не страшны! Надо сказать, что эту мысль можно применить ко всем вышеописанным принципам подачи информации. От общего - к частному. От общепонятного - к формулам и деталям. От конкретного - к базису и причинам.
Усвоив подобную подачу информации собеседнику, вы увеличите эффективность своего разговора или статьи - в разы! Запомните это, формулируйте свою информацию правильно и всегда получайте хорошие результаты. Делитесь полезной информацией с вашими коллегами, ведь это и им поможет работать и общаться с людьми эффективнее.