Джем или конфитюр – желеобразное сладкое лакомство из плодов или ягод. Джем был придуман в Англии приблизительно в ХІІІ веке. Конфитюр считается французской разновидностью джема. Мармелад – десерт из фруктов, проваренных с сахаром и загустителя, который придает ему желеобразную форму. Варенье – славянский и закавказский десерт. Готовится из фруктов, проваренных с сахаром. Могут добавляться орехи, лепестки роз, специи.
В последний раз рынок производства консервированных фруктов и ягод демонстрировал рост в 2011 году. Однако и спад в последующие годы был не слишком большим. Всего в Украине в 2015 году, по данным Государственной службы статистики, было собрано 2153 тыс. тонн плодов и ягод (без учета территории проведения АТО и АРК). Это немного больше, чем в 2011 году (1896 тыс. тонн). Данные за 2016 год Госкомстат еще не обнародовал.
Классификация джемов
По консистенции:
- гомогенные (однородные);
- гетерогенные (с кусочками ягод).
По температурной устойчивости:
- термостабильные;
- нетермостабильные.
По способу упаковки:
- стерилизованные джемы, в том числе фасованные способом «горячего розлива» в герметичную укупоренную тару;
- нестерилизованные джемы, фасованные в мелкую термоформованную герметично укупоренную тару;
- нестерилизованные джемы-полуфабрикаты, фасованные в крупную негерметичную тару.
Рынок производства джемов и варенья: сырье
В Украине сады занимают 727,2 тыс. га, а плодоягодные насаждения в плодоносящем возрасте из них занимают 206 тыс. га (данные на 1 января 2016 от Госгеокадастра). Лидер по выращиванию из фруктовых культур – яблоки. В 2015 их валовой сбор составил 1,18 млн. тонн. За ними идут другие косточковые: вишни, сливы, черешни, абрикосы и персики. Общий сбор косточковых в 2015 году составил 548 тыс. тонн. Среди ягод первое место и большую часть объемов приходится на клубнику и землянику – всего 64 тыс. тонн. Далее идет малина, смородина и крыжовник.
Сахара в Украине производят достаточно, это одна из топовых отраслей агрокомплекса. Однако в 2015 году производство сахара сократилось на треть, в сравнении с предыдущим годом. Эксперты говорят, что Украина может производить до 3 млн. тонн сахара в год. Однако для этого требуется модернизация производства.
Рынок плодово-ягодной продукции: импорт и экспорт
Ниже приведен график импорта и экспорта продуктов переработки овощей, плодов и орехов (код УКТВД – 20) в тыс. дол. Данные взяты с сайта Государственной фискальной службы Украины.
На графике видно, что из года в год экспорт в этой категории превышает импорт. Положительное сальдо выгодно для экономики, однако после пика в 2013 году наблюдается значительное снижение экспорта. Это последствия кризиса. Есть вероятность, что результаты общая сумма экспорта в 2016 году будет ниже, чем в 2015. Однако возможно предновогодние месяцы позволят догнать цифру 184152. дол.
Заказать маркетинговое исследование нужного рынка можно в агентстве KOLORO. Свяжитесь с нами прямо сейчас, и мы ответим на ваши вопросы.
Анализ потребления джемов и портрет потребителя
Потребитель джемов – это городской житель с уровнем дохода средний и выше среднего. Это связано с тем, что в ритме жизни большого города у людей не хватает времени и желания на консервацию продуктов.
Основной потребитель – женщины, от 25 до 55 лет. Мужчины тоже покупают джемы, но реже. Основным фактором выбора конфитюров и джемов является качество продукции.
Консервированные сладости относятся к разряду спонтанных покупок. На их приобретение влияет сезон. Летом джемы покупают гораздо реже, чем зимой.
Кроме розницы существуют компании, которые выпускают джемы для сферы HoReCa и использования в пищевой промышленности (начинка для выпечки, мороженного и т.п.). Сезонность для них менее важна. Перед праздником масленицы продажи джемов и варенья всегда растут.
Если в занимаетесь сладким бизнесом, обратите внимание на наш аналитический лонгрид об искустве кондитерского брендинга.
Основные игроки рынка
-
«Верес». Группа компаний работает на украинском рынке плодоовощной консервации с 1997 года. Сейчас она номер один среди аналогичных украинских производителей. Консервацию ТМ «Верес» можно найти более чем в 20 странах мира. Ассортимент продукции насчитывает больше 100 наименований товара. У компании замкнутый цикл производства, что позволят контролировать качество продукции на всех этапах. Джемы представлены 3 позициями: персиковый, клубничный и абрикосовый, еще есть вишневый конфитюр и несколько вариаций фруктов с сахаром (в дой-паках).
-
«Гайсин». ООО «Гайсинский консервный комбинат» — предприятие, которое специализируется на выпуске фруктово-ягодной консервации. Компания – лидер отрасли по ассортименту джемов. В ее активе 24 разновидности джемов, а также разнообразные варенья. У предприятия есть продукция с фруктозой вместо сахара. Она будет интересна людям, которые заботятся о своем здоровье. Производитель позиционирует свои джемы и варенья как продукт премиум-класса.
-
«Дари ланів». Продукция компании изготавливается на ПАО «Могилев-Подольский консервный завод», который находится на территории Винницкой области. Там же и выращивают фрукты и овощи. Под ТМ «Дари ланів» выпускается более 80 наименований товаров. Компания экспортирует продукцию в Беларусь, Канаду, Венгрию, Казахстан, Молдову. Под ТМ «Дари ланів» выпускается 4 вида джемов: смородиновый, абрикосовый, вишневый и клубничный.
-
«Пани Кристина». Компания существует с декабря 1997 года и выпускает продукцию под 3 торговыми марками. В 2012 году была приобретена новая линейка оборудования, после чего начался выпуск джемов и соков. У предприятия «Пани Кристина» есть собственные угодья, на которых работники выращивают овощи и фрукты. Шесть разновидностей джемов выпускаются под ТМ «Holiday». В ассортименте ТМ присутствуют необычные вкусы (если сравнивать с «Верес» и «Дари Ланів»): тыквенный и яблочно-грушевый.
-
«Тотал». ООО «Тотал» из города Днепропетровска на рынке уже 12 лет. Предприятие производит плодово-ягодные наполнители для кондитерской и молочной отраслей, и разнообразные джемы и топпинги для HoReCa. Также предприятие выпускает джемы в баночках под ТМ «Еммі».
-
«Шафран Елит». Компания существует с 2008 года. Она производит и реализует топпинги, джемы, наполнители и сиропы для кондитерского, молочного и хлебобулочного производства. Ее джемы используются в качестве добавок/начинок в мороженое, йогурты, коктейли, сырки, кондитерские и хлебобулочные изделия.
-
«Аскания-Пак». Национальная многопрофильная компания работает на рынке с 2002 года. Она занимается производством порционных продуктов одноразового потребления. Кроме того, «Аскания-Пак» является трейдером с широким ассортиментом на рынке гибких упаковочных материалов.
-
«Корисна Кондитерська». «Корисна Кондитерська» - новый бренд на украинском рынке. «СТЕВІЯСАН КОРПОРЕЙШН», которая производит сладости под этой брендом «Корисна Кондитерська» существует с 1993 года. Вместо сахара в своих изделиях производители используют стевию. У ТМ есть линейка из 7 джемов, среди которых джемы из голубики и черники.
Обзор рынка джемов: собственные торговые марки
Сети супермаркетов выпускают свои собственные линейки джемов. Сейчас их можно найти у каждого большого ритейлера. Например, для сети «Фуршет» джем производит ООО «Гопак», а для METRO - «Аскания-Пак». Эта продукция отличается невысокой ценой и простой линейкой вкусов (вишня, клубника, абрикос и т.д.).
Импортные джемы
50% полок с плодоовощной консервацией в супермаркетах и магазинах занимают импортные джемы. Они стоят дороже украинской продукции и выделяются оригинальным дизайном. Такие джемы рассчитаны на покупателей с высоким достатком. Их несомненным преимуществом является широкое разнообразие вкусов и добавок.
Многие импортные джемы не содержат сахара. Например, французские St. Dalfour, итальянские Bioitalia, немецкие SCHNEEKOPPE, греческие Helios, британские JimJams и Wilkin & Sons.
В Украине можно купить:
- французские Jardin Bio (сертифицированные органические джемы);
- французские Bonne Maman (джемы, сваренные по традиционным рецептурам);
- израильские Hadarom (джемы с низким содержанием сахара и линейкой на фруктозе);
- греческие «Золоте Яблуко» (традиционные греческие конфитюры);
- грузинские Kula (большой выбор джемов, есть кошерная и диабетическая линейки);
- польские Helcom (13 видов джемов, среди которых апельсиновый и ананасовый);
- немецкие Zorbiger (классические джемы и конфитюры по семейным рецептам семьи Zuegg);
- австрийские D’arbo (классические джемы, компания существует с 1879 года).
Мануфактурное производство
Волна моды на made in Ukraine родила много маленьких кустарных предприятий. Среди них приличную долю заняло производство пищевых продуктов: джемов и варенья, соусов, ореховых паст. Некоторым из производителей-новичков удалось выстроить удачную стратегию позиционирования бренда и найти своего потребителя.
Гастромастерская Confiture. В конце 2011 года вышла первая партия джемов и варенья от гастромастерской Confiture. Сейчас ассортимент насчитывает уже 34 позиции. Кроме 11 джемов-конфитюров здесь можно найти пряные настойки, печенье и шоколад. Сейчас у гастромастерской есть две свои моно-точки продажи в Киеве и сеть партнеров-ритейлеров (например, Good Wine). Также рябата успели посотрудничать c иллюстратором Евгенией Гапчинской. Ее работы украсили одну из линеек бренда.
Кроме того компания сотрудничает с магазинами украинских товаров и расширяет территорию сбыта. Кроме Киева фирменные точки продажи открылись в Одессе и Харькове. Стратегией бренда является создание более простой упаковки (сейчас представлена подарочная) и появление на полках супермаркетов.
Дизайн упаковки джемов: тренды
Позиционирование джемов и конфитюров можно поделить на несколько групп:
- акцент на «домашнее» производство»;
- акцент на индивидуальность бренда, гурманские вкусы;
- акцент на аппетитном представлении продукции.
Каждый из подходов подразумевает определенный стиль упаковки.
- Этикетки домашних джемов часто выполнены из крафтового материала, поверх крышки банки оборачиваются тканью или бумагой, для большей ассоциации с джемом от бабушки. Шрифты всячески мимикрируют под рукописные. Все это подкрепляет образ традиционной handmade продукции.
- Второй тип обычно относится к категории премиум. Их этикетки могут быть минималистичными или ярко украшенными. Слово, которое больше всего подходит для их характеристики: благородный. Они выделяются на полках необычными красками, тщательно продуманными завершенными образами.
- Третий тип – джемы среднеценового сегмента. Их упаковки очень традиционные, этикетки яркие, на них чаще всего изображены фрукты. Часто на этикетке можно увидеть фото или иллюстрации с дополнительных атрибутов: хлеб, чай, нож, который размазывает масло по тосту. Примером могут быть JimJams – лидер британского рынка джемов. Или украинcкие «Верес» и Holiday.
Больше о дизайне упаковок сладостей вы можете прочесть в нашей статье.
Прогноз для рынка джемов на 2017 год
- Развитие малого бизнеса. Маленькие домашние предприятия, которые сумели выстоять в период кризиса продолжат свой рост. Они не смогут подвинуть больших игроков рынка из-за более высокой цены их продукта. Однако это не помешает им развивать направление «особенной» сладкой консервации.
- Стратегия объединения. Большие компании могут бороться с кризисом и падением продаж путем совместной рекламы с другими ТМ. Интересной может быть стратегия объединения рекламных кампаний муки и джемов (для зимнего периода), мороженного и джемов (для летнего периода).
- Все на ярмарки. Новых клиентов помогут найти выставки и ярмарки. Международная выставка «The International Sweets and Biscuits Fair» с 1971 года собирает производителей со всего мира. Это самая большая специализированная выставка сладостей, снеков и кондитерской промышленности. В Украине тоже достаточно вариантов такого рода, они менее масштабные и подходят для новичков. Особенно популярной стали ярамарки «В пошуках made in Ukraine» и «ВсіСвої».
- Европейские перспективы. Перспективной для украинских производителей джемов может стать европейский рынок «нишевых» продуктов. Спрос на ягоды и продукцию из них в Европе сейчас колоссальный. Если грамотно разработать позиционирование, органические джемы могут найти своего покупателя в Европе. Уже сейчас украинские фермеры поставляют органические ягоды в ЕС. У джемов есть все шансы повторить их успех. В Европе одна банка органического джема стоит от €6 до €8. Уловка здесь кроется в размерах поставок. Молодые предприятия не в силах произвести большие партии для крупных заказчиков. Выходом может стать создание кооперативов производителей.
- Нестабильность рынка. С рынка могут уйти более слабые предприятия с малой долей или неузнаваемым брендом. Возможны поглощения предприятий, которые погрязли в кредитах или с падающими финансовыми показателями.
- Кроме того, велика вероятность перепрофилирования производств. Например, вместо выпуска порционной продукции можно наладить поставку джемов для хлебобулочного сектора, подписать контракты на прямые поставки для больших предприятий или производить продукцию для HoReCa.
- После подписания Соглашения о свободной торговле с ЕС украинские производители джемов будут постепенно выходить на европейский рынок. Главное получить европейские сертификаты качества.Украинская продукция дешевле, чем французская, австрийская или греческая. Ее качество не уступает европейским товарам. Однако логистика съедает разницу в цене. В этом загвоздка поставок украинских товаров ЕС. С этой проблемой лучше справляются компании из западной Украины (по причине территориальной близости к границе).
Анализ рынка джемов: итоги
- Из-за шаткого курса доллара и повышения цен на сырье, в хорошей ситуации находятся те предприятия, у которых есть свои сельскохозяйственные угодья.
- Специалисты прогнозируют незначительную динамику повышения потребления плодоовощной консервации в целом и джемов в особенности. Однако гарантировать это сложно, в нестабильной ситуации все может быстро поменяться.
- Прогнозируется рост экспорта украинской сладкой консервации и потепенный выход на цифры 2013 года.
Нужен прогноз для целевого рынка? Обратитесь в компанию KOLORO, и мы проведем кабинетное исследование нужного сегмента.