Обзор украинского рынка зернового и растворимого кофе

Обзор украинского рынка зернового и растворимого кофе

Категория: Исследования

15 / 08 / 2017

14670 просмотров

134 4.0149253731343 5

Кофе — не просто продукт. Это традиция, ритуал, деталь образа.

Молодая девушка, опаздывая на работу, несет перед собой пластиковые стаканы с американо для коллег. Закадычные друзья завершают трапезу чашечкой крепкого эспрессо. Мужчина лет 55-ти, накануне торжественно пообещавший жене «больше не пить», тайком разбавляет кофе коньячком.

Анализ рынка кофе

Фото. Кофе в кинематографе

Почему этот продукт завоевал бешеную популярность в мире, и как обстоят дела с кофеином у украинцев — читайте в анализе рынка кофе от брендингового агентства «КОЛОРО».

Классификация кофе

В мире есть около 80-ти видов кофейных деревьев. Но только 2 вида важны для промышленности: Coffee Arabica, и Coffee Canephora. Из Arabica производят сорт арабика (неожиданно), из Canephora — сорт робуста.

Растворимый кофе делают из зерен сорта робуста. Это кофейное дерево неприхотливо к условиям выращивания, и, как следствие, продукты из него дешевле арабики. Робуста содержит больше кофеина, поэтому растворимый кофе, как правило, крепче напитка из молотых обжаренных зерен.

Различают три вида растворимого кофе.

  • Порошковый растворимый кофе. Обжаренные кофейные зерна перемалывают, потом на протяжении 4-х часов обрабатывают горячей водой под давлением — экстрактивные вещества переходят в жидкое состояние. Экстракционную жидкость фильтруют и сушат. Получают мелкий порошок, который мгновенно растворяется в воде.
  • Гранулированный растворимый кофе. Технология получения продукта отличается тем, что на последнем этапе производства порошок обрабатывают горячим паром. Крупицы соединяются в гранулы.
  • Сублимированный растворимый кофе. Молотое сырье варят на протяжении нескольких часов. Отфильтрованный отвар высушивают в сублимационной сушилке — частицы воды испаряются с продукта, минуя жидкое состояние. В кофе сохраняются полезные вещества: витамины В1, В2, РР, соединения с фосфором, магнием, натрием и железом.

Классификация кофе

Рисунок. Классификация кофе

Зерновой кофе производится с обеих сортов: с арабики и робусты. Арабика имеет более мягкий вкус, а вот из робусты получается горьковатый, очень насыщенный кофе.

Покупатели имеют возможность приобрести кофейные зерна и перемолоть их в домашних условиях, либо же сразу купить молотый кофе. Истинные ценители напитка советуют покупать лишь кофе в зернах. Тогда у вас есть гарантия, что вы пьете напиток без добавок и суррогатов.

Производство кофе в Украине

Кофейные деревья в Украине не растут и расти не будут. Ибо климат. Намного лучше они чувствуют себя в странах Южной и Центральной Америки, Карибского бассейна, Африки и Азии. Но производство кофе в нашей стране все же есть.

Украинские производители закупают сырье у стран-посредников: в Польше и России. Сотрудничество со странами-производителями не так популярно — лишь 23% от общей суммы заказов. В нашей стране производят кофе низкого либо среднего ценового сегмента.

Главный игрок национального рынка — торговая марка «Галка ЛТД». В 2015 году их прибыль составила 37,65 млн грн. 67% из всей выпущенной продукции — кофейные товары (то есть напитки на основе кофе).

Объемы производства кофе

Согласно данным Госстата украинский рынок кофе очень стабилен. Начиная с 2013 года объем производства жареного кофе с кофеином вырос на 24,6% (с 3657 тонн в 2013 году до 4852 тонн в 2016 году).

С 2013 года объем производства кофейных экстрактов, концентратов, готовых продуктов на их основе почти не изменился — увеличился на 3%. Объем производства заменителей кофе, в которых есть кофе вырос на 1,2%.

В Украине есть множество компаний, которые занимаются обжаркой кофе. Они закупают зерна за границей, а остальным процессом создания продукта занимаются самостоятельно.

Украинские компании, которые занимаются обжаркой кофе:

Торговая марка Gemini. Продает дистрибьюторам зерновой и молотый кофе, занимается обучением профессии бариста, торгует оборудованием для приготовления кофе, а также предоставляет возможность открыть франчайзинговую кофейню под брендом Gemini.

ТМ «Світ кави». Продает кофе, оборудование, а также различные аксессуары (чайники, чашки, термосы, порошки для чистки кофемашин). Также имеют сеть собственных кофеен.

Фрагмент сайта

Фото. Фрагмент сайта компании «Світ кави»

ТМ «Paradise». 17 лет на украинском рынке. Производит (читать обжаривает зеленые зерна) около 50-ти наименований кофе, включая моносорта и фирменные смеси.

Фрагмент сайта

Фото. Торговая марка «Paradise» закупает зерно в 25 странах мира

ТМ LU’VE. Входит в состав холдинга ООО «Принц Турки Групп». В отличие от предыдущих компаний, торговая марка LU’VE кроме продажи кофе предлагает помощь в открытии сети мини-кофеен на колесах.

Украинская кофейная компания ЛТД позиционирует себя как торговая марка с самыми дешевыми ценами на рынке. В ассортименте более 70 сортов кофе из 30 стран мира.

Где в Украине пьют кофе

Ни экономические кризисы, ни смены политических режимов не снижают уровня спроса на кофе. Правда, потребители начали реже посещать рестораны и кофейни, предпочитая этому home-made-кофе. 70% чашек выпивается дома, 25% — в заведениях общественного питания, 5% — на рабочем месте.

50% любителей кофе покупают новую упаковку 1 раз в месяц, 31% — раз в 3 недели, 17% — примерно 1 раз в 2 месяца и всего 2% захаживают в супермаркет за ароматным напитком каждые 2 недели.

Где пьют кофе и как часто покупают?

Выбирая напиток, потребители ориентируются на цену и вкусовые характеристики. Также важную роль играет дизайн упаковки и этикетки.

Внешнеэкономическая торговля: импорт кофе

Большинство кофе, которое можно увидеть на украинских прилавках — импортное. Основная часть поставок осуществляется из Германии, Италии, Польши, Австралии, Вьетнама и Индии. За 2016 год Украина импортировала 29735 тонн кофе, что на 20,5% больше, чем в 2015 году. Импорт осуществляется крупными сетями ритейлеров.

Импорт кофе

Импорт кофе

Импорт кофе

Внешнеэкономическая торговля: экспорт кофе

Объемы экспорта в 184 раза меньше объемов импорта. В 2016 году со страны было экспортировано 162 тонны кофе, что на 17,3% больше, чем в 2015 году, но на 57,4% меньше, чем в 2014 году. Покупают украинский кофе трейдеры из Молдовы, Беларуси, Грузии и Армении.

Экспорт кофе

Экспорт кофе

За период с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 в Украину было импортировано 12455 тонн кофе на сумму 41746 тыс. долларов. За аналогичный период со страны было экспортировано всего 84 тонны кофе на сумму 490 тыс. долларов.

Читайте также:

Тенденции в дизайне упаковки кофе

Африканские мотивы

Главная тенденция 2017 года в дизайне упаковок кофе — геометрические паттерны. Цветастые узоры ассоциируется с традиционными бытовыми вещами племен Африки и Южной Америки, тем самым напоминая под каким солнцем росли кофейные деревья.

Также стоит отметить приятную теплую цветовую гамму упаковки.

Разработка дизайна упаковки и этикетки

Фото. Дизайн упаковки бренда «Coffee Inn»

Меньше слов

На упаковке вы сможете найти одно-единственное слово — название страны-поставщика кофейных зерен. Творцы «Atlas Coffee» признаются, что перед созданием дизайна этикетки они вдохновлялись традиционными пейзажами Колумбии, Индонезии, Гватемалы и других стран.

Брендинговое агентство «Колоро» признает, что идея упаковки без текста (или почти без текста) — оригинальна, но может не сработать при продаже товара в рознице. Отсутствие словесной айдентики усложняет процесс позиционирования бренда на рынке.

Разработка дизайна упаковки и этикетки

Фото. Дизайн упаковки бренда «Atlas Coffee»

Local food

На упаковке кофе «Ritual» указано: «Этот кофе был выращен нашим партнером, фермером Joao Souza aka Zinho». Эта фраза как бы указывает покупателю, что компания не занимается массовым производством «под копирку», а внимательно по-домашнему готовит каждую партию.

Также потребителям напоминают, что кофе производится в Сан-Франциско с 2005 года (читать поддержите местного производителя).

Красно-белая цветовая гамма отсылает нас к Мексике, где все-еще сильны коммунистические настроения.

Разработка дизайна упаковки и этикетки

Фото. Дизайн упаковки кофейного бренда «Ritual»

Кофе с лицом

Дизайн упаковки прост и современен. Приветливая мордашка пса Агруса делает упаковку «открытой», без единого намека на элитарность. Дизайнеры использовали в работе популярный в 2017 году flat-стиль — плоские графические элементы.

Разработка дизайна упаковки и этикетки

Фото. Дизайн упаковки бренда «Coffee Lab»

Читайте также:

Прогнозы развития украинского рынка кофе

Спрос будет расти

За последние 10 лет уровень потребления кофе в Украине вырос на 23,6%. Особенно популярен бодрящий напиток в больших городах, где его можно найти в каждом переулке / переходе / парке. В стране постепенно формируется культура потребления кофе. Пока еще наибольшим спросом пользуется растворимый кофе, но повышение уровня общественной осведомленности будет способствовать популяризации зернового продукта.

Цена будет расти

Сырье дорожает, гривна девальвирует, после осени по-прежнему наступает зима, а это значит, что кофеманам придется расщедрится ради любимого напитка. По сравнению с 2014 годом стоимость кофе выросла на 40%. И это не предел.

Уровень конкуренции будет расти

Уже третий рыночный показатель, который систематически будет увеличиваться. Это говорит о том, что рынок кофе — перспективный и выгодный для вложений. Перед тем, как бросать должность бухгалтера и открывать собственный кофейный МАФ, задумайтесь, чем ваш бизнес будет отличаться от конкурентов.Торговая марка просто обязана иметь качественное УТП.

Растворимый кофе будет сдавать позиции

Потребители все чаще задумываются о качестве потребляемого продукта. С каждым годом популярность растворимого напитка будет падать, а вот зернового кофе, наоборот — расти. Доказательство тому — множество кофеен на колесах в городе. Люди предпочитают заплатить 30 грн за качественный напиток, чем за бесплатно выпить растворимую жидкость дома либо в офисе.

Если вы хотите заняться кофейным бизнесом, брендинговое агентство «КОЛОРО» проведет для вас кабинетные маркетинговые исследования, разработает упаковку и подскажет, какое позиционирование бренда будет наиболее эфективным.

Контактная информация:

hello@koloro.ua

+38 (044) 223 15 23

Подготовил:

Анна Слёз

Маркетолог

134 голосов

Понравилась статья?
Оставьте свой голос :-)
comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Бесплатная консультация. Звоните

up-btn

Спасибо за ваше сообщение!

КОНТАКТЫ

Выберите удобный вам способ:
- Оценка готовности вашего проекта
- Построение плана работ
- Цены и сроки

понравились наши статьи?

наши новости понравятся тоже !