На украинском рынке твердых сыров наблюдаются негативные тенденции к снижению объемов производства, потребления и экспорта. Существует целый ряд факторов, из-за которых работать в данной сфере с каждым годом становится все сложнее.
Проблемы, с которыми сталкиваются производители твердого сыра в Украине:
- высокие цены на качественное сырье;
- рост цен на энергоносители;
- высокая конкуренция;
- снижение потребления сыра украинцами;
- ограниченные возможности выхода на новые внешние рынки;
- таможенные барьеры;
- неэффективная система сбыта и реализации продукции.
\t\t\t\t\t\t\t
\t\t\t
Если Вас заинтересовала данная статья, и Вы хотели бы получить полный анализ рынка с актуальными на сегодняшний день данными, обратитесь в наше брендинговое агентство KOLORO. KOLORO не просто качественно проведет маркетинговое исследование, анализ конкурентов или кабинетное исследование, мы также разработаем Вам наилучшую стратегию выхода на рынок, концепцию позиционирования Вашего товара и/или маркетинговую программу. \t\t\t |
Производство и потребление твердого сыра в Украине
- По данным Государственной статистики Украины в 2013 г. твердого сыра было произведено 164,1 тыс. тонн, что на 1,02% меньше, чем в 2012 г. В общем за последние 6 лет динамика производства была неоднозначной: наблюдался как рост производства сыра (в 2009 и 2012гг.), так и его падение (в 2010, 2011 и 2013 гг.).
- В среднем каждый украинец съедает 3-3,5 кг твердого сыра в год. Данный показатель невысок, поскольку в Польше потребление твердого сыра на душу населения – более 13 кг, в Германии – 15,2 кг, Италии – 22,9 кг, Франции – 26,3 кг. Высокие показатели потребления сыра в других европейских странах свидетельствуют о том, что внутренний потенциал у отечественного рынка есть, но его сдерживает низкий уровень доходов населения. По предпочтениям на украинском рынке лидирует российский и голландский сыры.
- Главным критерием при выборе сыра является цена, далее потребители обращают внимание на количество белков и жиров в сыре. Привлекательным сегментом для отечественных операторов рынка является сегмент фасованного сыра.
- Украинские производители стремятся увеличить спрос на внутреннем рынке и используют для этого различные маркетинговые инструменты. Однако это не всегда приводит к желаемому результату.
- Переориентация производителей на внутренний рынок также приводит к ужесточению конкуренции на нем.
Экспорт, импорт твердых сыров
Экспорт твердого сыра в 2012-2013 гг. снизился и в 2013 г. составил 57,7 тыс. тонн. В первую очередь падение объема экспорта связано с ограничением ввоза украинских сыров в Российскую Федерацию. Для отечественных производителей российский рынок – главный среди всех внешних рынков, он занимает более 80% всего экспортного объема. На втором месте по импорту украинских сыров – Казахстан (около 10%). Работать на других рынках, экспортировать туда свою продукцию украинским производителям сейчас нелегко из-за большой разницы в стандартах качества.
Положительным моментом является то, что внешнеторговое сальдо положительное – экспорт твердых сыров значительно превышает импорт.
За последние пять лет (2009-2013 гг.) наблюдается стремительный рост импорта твердых сыров в Украину. Импортная продукция на отечественном рынке в основном представлена в премиальном и супер-премиальном сегменте, но тем не менее находит свой круг потребителей.Больше всего сыра импортируется из Польши, России, Германии, Италии и Франции.
Производители твердых сыров В Украине, их торговые марки
На украинском рынке сыров наблюдается высокая конкуренция и тенденция к консолидации рынка – крупные игроки вытесняют средние и мелкие предприятия, поскольку у последних недостаточно финансовых средств для усовершенствования и модернизации производства. Крупнейшие игроки на рынке:
- Молочный Альянс – группа компаний, которая выпускает сыры под торговыми марками «Славия», «Пирятинь», «Здорово!», «Златокрай». Заводы Молочного Альянса по производству сыров: Пирятинский, Баштанский, Золотоношский, Городенковский.
- Милкиленд Украина – сыры ТМ «Добряна», «Коляда», «Ostrowia» и «Latter». Филиалы-заводы компании Милкиленд: Менский сыр, Миргородский сырзавод, Ахтырский сыркомбинат, Глуховский маслосырзавод.
- Альмира – ТМ «Гадячсыр», «Славянские сыры». Заводы компании – Гадячсыр и Сарненский сырзавод.
Более 60% продукции, представленной на отечественном рынке, производится 10 крупнейшими заводами-производителями.
ТОП-10 производителей твердого сыра в Украине (по итогам 2012 г.):
Данные игроки удерживают свои лидерские позиции благодаря значительным капиталовложениям, постоянной модернизации производства, обновлению производственно-технической базы и расширения ассортимента.Многие производители сталкиваются с проблемой поставки качественного сырья для производства твердого сыра. В первую очередь это связано с ценовой политикой поставщиков.
Также для того, чтобы оставаться на лидерских позициях производители стали больше уделять внимание брендированию продукции и продвижению брендов на рынке.
Популярные торговые марки твердого сыра в Украине
Наиболее популярные торговые марки сыров (по итогам 2013 г.): Шостка, Комо и Президент.
Выводы
- Потребление твердых сыров в Украине остается по-прежнему на низком уровне, что в первую очередь связано с низкой покупательной способностью украинцев. Это в свою очередь сдерживает производителей наращивать мощности.
- В целом украинский рынок сыров уже сформирован и консолидирован, десяток крупнейших заводов производит более 60% всей продукции.
- Половина потребителей предпочитает 5 торговых марок, среди которых лидирует ТМ «Шостка».
- Для привлечения новых потребителей производители инвестируют денежные средства в брендинг и продвижение существующих брендов, модернизируют производства и расширяют ассортиментную линейку. Перспективным направлением для увеличения объемов производства и продаж является выход на новые внешние рынки.