Рынок медпрепаратов в Украине достаточно развит. На нем функционируют как отечественные производители, так и компании, занимающиеся импортом лекарств из-за границы. Данная деятельность подлежит обязательному лицензированию и сертификации Госслужбой Украины по лекарственным средствам.
\n\n
\n\n
Особенности рынка и производство медпрепаратов в Украине
\n\n
\n\n
- \n\t
- Объем продаж всех категорий медицинских препаратовв 2012 г. по сравнению с предыдущим годомвырос на 4,5% в натуральном выражении, достигнув 1,96 млрд. упаковок и на 16,9% в денежном выражении, достигнув 31,7 млрд. грн.
- \n\t
- В аптеках больше всего продается лекарственных препаратов (около 85% от всех продаж), изделий медицинского назначения (около 8%), косметические средства (4-5%), диетические добавки (почти 3%). Хоть диетические добавки и занимают наименьшую долю в структуре продаж, их продажи растут с каждым годом.
- \n\t
- Лекарств в 2012 г. было реализовано на сумму 27,05 млрд. грн. (1,26 млрд. упаковок). Это на 17,4% больше в денежном выражении и 5,5% в натуральном по сравнению с 2011 г.
- \n\t
- За период 2010-2012 гг. растут продажи лекарств отечественных производителей. В 2012 г. их удельный вес увеличился на 2% и составил 31%.
- \n\t
- Стоимость лекарственных препаратов растет с каждым годом в среднем на 10-15%. На украинском рынке медпрепаратов наблюдается небольшая сезонность – пик продаж приходится на холодные месяцы года (ноябрь-март), хотя спрос на косметические средства и диетические добавки достаточно стабилен.
- \n\t
- На фармацевтическом рынке в Украине наблюдается высокая конкуренция с множеством компаний. Так украинском рынке работает около 500 компаний, занимающихся импортом лекарств, из них 5 компаний контролируют 70% всей импортируемой продукции. Остальные 30% − это посредники.
- \n\t
- В сфере лекарственных препаратов существует сетевой маркетинг, вследствие чего страдают потребители лекарств: в больницах им «навязываются» дорогие импортные препараты, которые на самом деле имеют более дешевые аналоги отечественного производства.
- \n\t
- Лидерами по продажам лекарственных препаратов за последние три года остаются компании-производителиФармак (Украина), Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия), Takeda (Япония), Sanofi (Франция), Дарница (Украина), Teva (Израиль), Артериум Корпорация (Украина).
- \n
\n\n
\n\n
Дистрибьюторы лекарственных препаратов в Украине
\n\n
\n\n
Десятка дистрибьюторов импортных и украинских лекарств контролирует 90% всех продаж, из них первая пятерка – около 75%.
\n\n
\n\n
Первая тройка (БаДМ, Оптима-Фарм, Альба Украина) не менялась на протяжении трех лет. Компания Вента, занимающая 4е место в 2012 г., поднялась на одну позицию в 2011 и 2010 гг. с пятого и шестого места соответственно. Компания Фра-М в 2010 г. занимала 5е место, в 2011 г. поднялась на 4е место, однако в 2012 г. утратила свою позицию и снова оказалась на 5м месте. Объем поставок дистрибьюторов увеличивается в среднем на 15-20% ежегодно.
\n\n
На рынке кроме дистрибьюторов оперируют также аптеки и аптечные киоски. В 2012 г. продолжалось закрытие аптечных киосков, которые не соответствовали требованиям Лицензионных условий. Но открывались новые аптеки, что сохранило общую совокупность розничных торговых точек медпрепаратов. За 2011-2012 гг. количество торговых точек на аптечном рынке увеличилось в городах (на 169 тыс.шт) и пгт (на 203 тыс.шт), в селах же торговых точек стало меньше (на 676 тыс.шт).
\n\n
Что касается географической структуры, то медпрепаратов больше всего продается в Киеве, Днепропетровской, Донецкой, Харьковской, Одесской областях и АР Крым.
\n\n
\n\n
Большинство украинцев покупают лекарства не так часто: всего 1-2 раза в месяц (43% ответивших) или 1 раз в 2-3 месяца (32% ответивших). 9% жителей Украины часто покупают лекарства и 9% − очень редко (раз в полгода).
\n\n
Упаковка лекарственных препаратов
\n\n
\n\n
При производстве, транспортировке и хранении лекарств важную роль и грает упаковка. Упаковка для лекарств имеет свои особенности. Так, медпрепараты находятся непосредственно в первичной упаковке, которая предназначена защищать таблетки/ капсулы и т.п. от механических повреждений или загрязнения. Она также должна быть функционально удобной и иметь приятный эстетический вид. Качество первичной упаковки лекарств всегда должно быть высокого уровня.
\n\n
Вторичная упаковка лекарств – это непосредственно картонные коробки, пластиковые коробки, паллеты, и другое.
\n\n
Каждая лекарственная упаковка должна иметь информацию о лекарственном препарате, его производителе, сроках хранения и т.п. Не допускается при производстве лекарственных упаковок использовать тяжелые металлы, красители, токсичные компоненты. Упаковка не должна обладать посторонними запахами и не иметь различные дефекты или повреждения.
\n\n
\n\n
Одним из методов защиты упаковки от подделки является использование индивидуального голографического стикера, с помощью которого можно сразу идентифицировать производителя продукции. Такие голограммы используются в качестве логотипа компании. Кроме того, благодаря тому, что они блестят, они дополнительно привлекают к себе внимание.
\n\n
Реклама медпрепаратов
\n\n
\n\n
Безусловно на продажу лекарств влияет такой фактор, как реклама. В 2012 г. больше всего финансирования было вложено в рекламу на телевиденье (97% всех вложений), рекламу в прессе – 2%, на радио – всего 1%.
\n\n
\n\n
Начиная с 2009 г. финансирование в рекламу на TV стабильно растет и в 2012 г. темп прироста составил 26%. Вложения в рекламу в прессе в 2012 г. снизилось на 8% по сравнению с 2011 г., а вложения в рекламу на радио увеличилось на 19% за этот же период. Поскольку люди ежедневно сталкиваются с интернетом, то набирает популярность баннерной рекламы в интернете, но ее доля пока незначительна.
\n\n
Выводы:
\n\n
- \n\t
- Объем аптечных продаж в денежном выражении растет во всех областях Украины, в натуральном выражении – в большинстве регионов.
- \n\t
- Объем продаж лекарственных средств напрямую зависит от уровня дохода населения и его платежеспособности.
- \n\t
- В 2012 г. потребление лекарств возросло на 17,4% в стоимостном выражении, в то время как наблюдался рост заработной платы (на 14,4%).
- \n\t
- В структуре продаж медпрепаратов доминирует импортная продукция, но наблюдалась тенденция увеличения доли лекарств украинского производства.
- \n
\n\n
\n\n
Прогнозы:
\n\n
- \n\t
- Производители лекарственных препаратов скорее всего будут модифицировать цены, выводить на рынок более дорогие препараты, рекламировать и продвигать продукцию путем социальных сетей и интернет-маркетинга, а также активно взаимодействовать с сетями аптек.
- \n\t
- На рынке будет наблюдаться дальнейшее обострение конкуренции среди дистрибьюторов. Увеличение собственной доли можно добиться путем предложения дополнительных услуг для производителей, путем сотрудничества с аптечными сетями и использованием IT-технологий, позволяющих эффективно управлять запасами.
- \n
\n\n
\n\n
\nКомпания KOLORO является специалистом в области ребрендинга,разработки дизайна упаковки и этикетки, создании логотипа, позиционировании нового товара на рынке, разработки рекламной концепции, слоганов для рекламы.
\n\n
При заказе разработкибренд-дизайнатовара, компания KOLORO может изготовить Вам первый тираж упаковки или этикетки со скидкой.
\n\n
При заказе разработки логотипа, мы поможем Вам его зарегистрировать как свою торговую марку!
\n\n
Сотрудничать с нами выгодно! Свяжитесь с нами и оформите свой заказ удобным для Вас способом:
\n\n
+38(057)-760-26-05, +38(057)-760-26-06, +38(099)-618-87-50,info@koloro.ua
\n