Яндекс.Метрика

Крепкий обзор: рынок алкоголя в Украине

Категория: Исследования
Дата: 31. Янв. 2017 в 23:20

 

Исследование алкоголя в Украине расскажет, что происходит в отрасли после девальвации гривны и с какими трудностями справляются производители. О пивной отрасли можно прочесть здесь. Мы также писали обзор рынка водки, вина и коньяка за 2008-2014 года.

 

Рынок алкоголя в Украине

 

На отечественном рынке практически 87% занимает продукция украинского производства. К примеру, в сегменте крепких ликероводочных напитков украинской продукции больше 76%, а объемы ее продаж составляют 11,8 млрд грн. Украинская водка и ликер активнее всего продаются в Хмельницкой, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. Внутренний рынок коньяка на 81% состоит из отечественного напитка, а употребляют его больше всего в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях.

 

В сравнении с докризисным 2008 годом алкогольная отрасль просела на 40%. На объемах продаж 2014 года сказалась аннексия Крыма, то есть потеря рынка и мощностей, показатели за 2015 и 2016 год снижались из-за налогового давления и повышения акциза.

 

 

В начале 2015 года крупные алкогольные компании комментировали спад продаж, фиксируя снижение на 20% в сравнении с 2014 годом. Надежды были на рост экспорта, большие холдинги намеревались завоевать рынки Америки, Китая и других стран.

 

Продажи импортных брендов водки серьезно потеряли свои позиции на украинском рынке. Спрос на заграничный алкоголь упал из-за девальвации гривны, поэтому его цена оказалась не по карману большинству украинцев.

 

Производство водки в Украине в декабре 2016 уменьшилось  на 5,3% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года (согласно данным Госстата). Снижение объемов наблюдается во всех сегментах алкогольного производства.

 

Компании, выпускающие авторское вино, терпят убытки. Объем производства, как и выручка, у них меньше, поэтому их развитие может пойти двумя путями. Компании либо будут платить за лицензию такую же сумму, как и лидеры рынка, а значит, отдавать всю прибыль государству, или сбывать свою продукцию обходными путями. Около 40 компаний в Украине разливают собственное вино (для сравнения, во Франции и Италии количество таких виноделен достигает десятков тысяч).

 

Импорт и экспорт

 

Алкогольные компании пытаются расширить свой ассортимент и находят новые каналы сбыта. В 2014 году холдинг Global Spirits добавил Китай и Таиланд в свой список, компания «Шабо» занялась экспортом продукции в США. Национальный винодельческий холдинг намерен освоить рынок Гонконга, Сингапура, Вьетнама, а также нарастить продажи в Германии и Китае. Такая инициатива может спасти их бизнес.

 

Правильная легенда и позиционирование бренда помогут и вам стать успешной компанией не только в Украине, но и зарубежом. Звоните сегодня!

 

«Укрспирт» намерен увеличить объем продукции на экспорт и забрать рынок Малой Азии. Сейчас на нем господствует алкоголь из России и Беларуси, но за счет демпинга цен от «Укрспирта» ситуация может измениться.

 

В 2016 году увеличился импорт грузинских вин. Показатели 2016 года на 70% превышают данные за 2015 и составляют 5,8 млн бутылок.

 

Алкоголь в Украине: картина потребления

 

Каждый год в мире потребляется больше 350 млн дал водки, при этом половина этого объема уходит на Украину, Россию, Белоруссию и Казахстан. По данным исследовательской компании International Wine & Spirit Research, в среднем украинец выпивает 7,7 л водки в год. В 2015 году впервые за последние 15 лет потребление алкоголя во всем мире уменьшилось на 0,7% (по данным Euromonitor International) и составило 248 млрд. литров. В Украине алкоголя было употреблено на 17% меньше.

 

 

В развитых странах заметно снижение употребления алкогольных напитков. Это объяснимо, ведь число людей, ведущих здоровый образ жизни, увеличивается с каждым годом. В Украине также заметен спад в продажах алкоголя, что, к сожалению, не основано на позитивной тенденции. Это говорит не о заботе граждан о своем здоровье, а о процветании теневого рынка. Игорь Товкач, аналитик рынка алкогольных напитков, комментирует, что более 60% крепкого спиртного находится в тени.

 

Вычислить ваших конкурентов и рассказать больше о состоянии рынка смогут только специалисты. Обращайтесь в KOLORO, чтобы получить полноценное маркетинговое исследование!

 

Конфликт производителей алкоголя и компании «Укрспирт»

 

«Укрспирт» объявил о двухэтапном повышении цен на спирт в 2017 году. В январе стоимость сырья вырастет на 10,6% в марте – еще на 8%. Комментарий пресс-службы предприятия объясняет, что рост обусловлен экономическими обстоятельствами. «Укрспирт» намерен повысить цену не только на спирт, то и на всю продукцию, в состав которой он входит.

 

Ассоциация легальных производителей алкоголя и ассоциация «Укрводка», в которую включены все легальные производители, обратились к Министру аграрной политики и продовольствия Украины Тарасу Кутовому, чтобы решить проблему с повышением цен предприятием «Укрспирт».

 

По их словам, «Укрспирт» не имеет обоснований для повышения закупочной цены на спирт для производителей. В сообщении, суть которого опубликована на ресурсе «Интерфакс-Украина», говорится, что предприятие делает непрозрачные закупки сырья, по высоким ценам, что является доказательством коррупционных схем внутри компании. При увеличении рынка контрафактного алкоголя второе повышение цен на алкоголь приведет к печальным последствиям.

Тарас Кутовой поручил «Укрспирт» проверить обоснованность повышения цен на спирт. Он отметил, что не мог пропустить бурные дискуссии о ценообразовании. Кутовой не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность государственных предприятий. Поэтому он обратился к компании «Укрспирт» с просьбой провести дискуссию с производителями и покупателями ликеро-водочных напитков.

 

Последний раз цены на спирт повышались в апреле 2016 года (на 18%). Тогда сырье подорожало на 14%, электроэнергия и топливо – на 24%.

 

С апреля по декабрь 2016 года цена на спирт премиального класса составляла 285 грн/дал. Цена за бутылку водки в среднем составила 75-80 грн за поллитра. Андрей Матузко, директор департамента развития, инноваций и маркетинга алкогольной компании «Олимп», давал комментарий, что стоимость бутылки должна была бы остановиться на 69 гривнах. Но увеличение цен на спирт, стеклотару, логистику и прочее привело стоимость продукции на более высокие позиции. Естественно, реакция потребителей была негативной, что и привело к росту теневого рынка, где стоимость бутылки водки колеблется между 25 и 35 грн.

 

Чистый убыток «Укрспирт» составил 500 млн грн в 2014 году и 13,89 млн грн в 2015 году. Производство спирта также снизилось.

 

 

 

В основном, «Укрспирт» сбывал продукцию на внутренний рынок в 2015 году. На внешних рынках предприятие реализовало около 140 тыс. дал этилового спирта.

 

Сейчас «Укрспирт» заключает соглашения с основными компаниями-потребителями этилового спирта по новой стоимости. С начала 2017 года для ликероводочных, фармацевтических и технических нужд было отгружено 521 тыс. декалитров пищевого спирта.

 

Рынок украинского алкоголя: контрафакт

 

Игорь Товкач утверждает, что состояние алкогольной индустрии плачевно, так как уменьшается и потребление, и производство. В 2015 году производство водки снизилось на 12,6%, пива – на 19,6%. Вместе с ростом цен на легальный алкоголь увеличились продажи контрафактной продукции. Рост теневых продаж стабильно наблюдается с 2008 года.

 

Украина входит в десятку самых пьющих держав в мире. Украина и Россия употреблюят больше всего крепкого алкоголя за короткий промежуток времени, то есть это страны с самым рИсковым способом употребления. Употребление контрафактного алкоголя означает отравления и летальный исход, а повышение продаж означает усугубление этой ситуации.

 

Каждый месяц из-за суррогатного алкоголя умирает несколько десятков человек, и только специальная экспертиза может показать, насколько качественный алкоголь налит в стакан. Согласно комментарию Владимира Остапюка, гендиректора ассоциации «Укрводка», проблема суррогатного алкоголя становится еще более острой в последнее время.

 

По словам гендиректора компании «Истерн Беверидж Трейдинг» Ольги Ивушкиной, теневой оборот водки на конец 2016 года составляет 60% от показателей общего рынка. Из-за неуплаты налогов государство теряет около 10 миллиардов гривен.

 

Анализ рынка алкоголя: 10 крупнейших алкогольных предприятий

 

Global Spirits

 

На первом месте расположился холдинг Global Spirits. Кризис мало повлиял на объемы производства и продаж компании. Примерно 70% прибыли холдинга приходится на экспорт в 87 стран мира. На рынке алкоголя в Украине доля компании превышает 26%. Рейтинг британского журнала Drinks International указал бренд «Хортица», принадлежащий Global Spirits, как украинскую водку с самым большим объемом продаж. В исследовании компании IWSR «Хортица» включена в тройку самых крупных марок мира (по объемам продаж). Общий объем спиртохранилища завода – 1 млн литров.

 

«Баядера»

 

В 2014 году компания «Баядера» стала лидером по производству водки (доля рынка – 26,8%). Шампанское Marengo расположилось на втором месте в рейтинге игристых вин по объему продаж. На долю компании приходится более 15% импорта всего крепкого алкоголя. Выход на российский рынок – один из основных ориентиров компании. В 2015 году «Баядера» купила Великоустюгский ликеро-водочный завод, где должна выпускаться водка «Цельсий» и «Перепелка». В Беларуси выпускается «Хлебный дар». В целом, продукция «Баядеры» отправляется на экспорт в 40+ стран. Две новых марки рома и джина Real Rum и Genuine Gin, развитие коньячного производства, увеличение объемов переработки винограда – все говорит о том, что кризис на компании не отметился.

 

Третье место рейтинга заняла компания «Оболонь», за ней следует Carlsberg Ukraine. На пятом месте – также производитель пива «САН ИнБев Украина».

 

Nemiroff

 

Шестая позиция в рейтинге с выручкой 1,949 млрд гривен занята Nemiroff. Компания претерпела период долгих судебных разбирательств между акционерами компании, но продолжает активно развиваться. За 2015 год ее доля на рынке увеличилась до 13,6%. Продукция Nemiroff продается в 80 странах, лицензионное производство – в России и Беларуси, а наращивание экспорта входит в ТОП-планы компании. Данные Укрспирта утверждают, что каждая вторая бутылка из сегмента экспорта принадлежит Nemiroff.

 

«Eastern Beverage Trading Украина»

 

«Eastern Beverage Trading Украина» перенесла свое производство на предприятия конкурентов после аннексии Крыма. Водка компании производится на заводах Prime и «Хортица», коньяк «Коктебель» - на Одесском коньячном заводе, слабоалкогольная продукция выпускается на мощностях Nemiroff. Предприятия в Крыму продолжают работу, к примеру, вино все еще выпускается на заводе «Коктебель», но ситуация нестабильна.

 

«Новые продукты»

 

Восьмое место занято производителем пивных напитков «Эфес Украина», а ниже располагается компания «Новые продукты». Группа является самым крупным украинским производителем энергетических и слабоалкогольных напитков (доля рынка – 37,9%).

 

«Олимп»

 

Замыкает рейтинг 10-ти самых крупных производителей украинского алкоголя компания «Олимп». Из-за конфликта на Донбассе Павел Климец, владелец компании, потерял один из заводов. Такая же ситуация постигла и завод «Бахчисарай» в Крыму. На данном этапе основные мощности Olymp расположены в Харьковской области, а вино под брендом «Бахчисарай» разливается на конкурентных заводах «Таврия» и «Одессавинпром». Продажи вина растут, а коньяка и водки падают (на 50% и 6% соответственно).

 

Прогнозы

 

В условиях постоянного повышения стоимости спирта и продукции могут выжить такие бренды:

  1. Лидеры категорий. Несмотря на подорожание, их продукцию потребители будут забирать с полок по привычке и вкусовым предпочтениям.
  2. Предусмотрительные компании. Некоторые бренды начали подготовку к нынешнему состоянию рынка уже сейчас и придали им «премиальный» имидж.
  3. Инновационные торговые марки, делающие акцент на экологичность, особый рецепт и другое.

Основная масса продукции из среднего и нижнего ценового сегмента, которая эксплуатирует тему национальных традиций и хлебного спирта, может уйти с рынка под давлением дешевого контрафакта.

 

Чтобы подстраиваться под требования рынка, необходимо быть всегда в курсе.  Приходите в KOLORO, чтобы получить актуальную оценку рынка!

 

Контактная информация:

 

+38 (044) 223 51 20

info@koloro.ua

 

 

Фото Маргарита Бодак
Подготовил Маргарита Бодак Копирайтер
8.6 10 10

Понравилась статья?

Проголосовало: 10, оценка: 8.6 из 10

comments powered by HyperComments

Присоединяйся к нам в соцсетях

ßíäåêñ.Ìåòðèêà

Запрос на бесплатную консультацию

Отправив запрос, вы получаете:

  • Письмо или звонок от нашего менеджера
  • Оценку стоимости проекта
  • Личную встречу, при необходимости
  • Конфедициальность гарантирована!

Заказать обратный звонок

Ваше имя Ваш номер телефона Удобное время звонка
action="https://api.unisender.com/ru/subscribe?hash=5qxekwn84noxrtxahttk366ammzq79y4do97317e" name="subscribtion_form" onsubmit="return us_.onSubmit(this);" us_mode="embed">

присоеденяйтесь к подписчикам:

присоеденяйтесь к подписчикам:

Спасибо!
Получайте дайджест
практических советов
от опытных специалистов
маркетинга и брендинга!