Украинцы — признанные сладкоежки. По оценкам аналитиков наша страна входит в десятку самых преданных любителей кондитерских изделий. В среднем за год украинцы съедают около 15 кг кондитерки, а именно:
Больше 95% рынка занимают товары отечественных компаний. Кроме того, кондитерская отрасль составляет целых 15% всей пищевой индустрии страны. В кондитерский бизнес Украины вовлечено более 50 000 работников, которые трудятся на восьми сотнях предприятий.
Украинская сфера кондитерских изделий одна из самых модернизированных и высококонкурентных, но сейчас переживает далеко не лучшие времена. По объему отгрузок ее успешно делят между собой мучные изделия и шоколад. Остальные представители категории занимают сравнительно маленькую долю.
Общие черты украинского рынка кондитерских изделий:
- постоянный высокий спрос на продукцию;
- большинство продуктов однородны;
- цена формируется по законам рынка, продавцы не могут сильно на нее влиять;
- новым игрокам относительно легко войти на рынок и выйти с него;
- прозрачность в ценовой и товарной политике производителей.
Из-за экономического кризиса (роста курса иностранных валют) и нестабильной политической ситуации (экспортная блокада Российской Федерации) украинские кондитеры ощутимо пострадали.
Ключевые проблемы рынка в 2016 году:
- увеличение себестоимости продукции;
- снижение общей покупательской способности;
- падение объемов производства во всех сегментах, кроме изделий, не содержащих какао;
- серьезное сокращение потребления продуктов категории «премиум»;
- острая необходимость смены технологий производства.
Довольно любопытная ситуация. Курс доллара сильно повлиял на стоимость импортного сырья для производства мучных кондитерских изделий и спровоцировал переход потребителей на дешевые продукты: крекеры, пряники, вафли. Производить дешевые продукты из дорогого сырья не выгодно. Поэтому рост спроса на сладости бюджетного сегмента привел к смене технологии производства некоторых популярных изделий. Вместо качественного импортного сырья кондитеры начали использовать отечественное, либо недорогие субституты.
Читайте также: Летнее лакомство: анализ рынка мороженого в Украине
Какие изделия производят в Украине
К мучной кондитерке относят сладкие высококалорийные продукты с приятным вкусом, которые быстро усваиваются организмом. В их составе присутствует более 25% муки и много сахара. Кроме того, сладости содержат яйца, жиры, химические разрыхлители и вкусовые добавки.
Условно, мучные кондитерские изделия можно поделить на несколько продуктовых групп:
- печенье, крекер, галеты;
- рулеты;
- вафли;
- трубочки;
- кексы;
- торты;
- пирожные;
- пончики;
- пряничные изделия;
- восточные сладости.
В зависимости от способа приготовления и предпочтений потребителей, продукты могут иметь начинку внутри и глазурь снаружи. Также допускается полное или частичное покрытие изделия шоколадом. Для диабетиков выпускают мучные изделия с заменителями сахара.
Несмотря на медленную динамику роста некоторых сегментов, ассортимент рынка потихоньку расширяется. Кроме примитивной выпечки, которая раньше доминировала в сегменте мучных изделий, сегодня на полках магазинов можно найти все, что душе угодно: от печенья, кексов и рулетов до всевозможных тортов и пирожных. Особенно растет популярность изделий с начинкой.
Крупнейшие производители мучных кондитерских изделий
Украинский рынок кондитерских изделий пополняется из трех основных источников:
- крупными предприятиями, представленными во всех регионах;
- локальными производителями, известными на небольшой территории;
- малыми партиями импортных продуктов.
Вследствие локальной войны на территории Украины, экономического кризиса и закрытия рынков некоторых стран-соседей, в секторе производства мучных кондитерских изделий произошли серьезные перестановки.
По оценкам экспертов, список самых крупных игроков исследуемого рынка выглядит следующим образом:
- Roshen;
- Конти;
- АВК;
- Грона;
- Бисквит-Шоколад;
- КФ Ярич;
- КФ Лагода.
Суммарно эти компании удерживают больше половины рынка кондитерки. В 2015 году компания «Конти» опустилась на второе место в рейтинге, а лидером стала небезызвестная корпорация Roshen. Этому поспособствовало развитие собственной сети магазинов по всей Украине, что уменьшило расходы производителя на «полку» в супермаркете и позволило аккумулировать аудиторию локальных клиентов.
Временно выбыла из рынка мучных кондитерских изделий компания «АВК», в связи тем, что основные ее производственные мощности находились в Донецке и Луганске — зоне проведения АТО. Из-за закрытия двух заводов, был полностью прекращен выпуск печенья. Тем не менее, уже в начале 2016 года компании удалось перенести производственную площадку в город Днепр и восстановить большую часть линий. Постепенно компания возвращает в строй весь ассортимент изделий.
Несмотря на просадку в объемах производства, вся троица (Roshen, АВК, Конти) входит в ТОП 100 мировых производителей мучных кондитерских изделий. Исходя из рейтинга авторитетного издания Candy Industry, позиции украинских кондитеров следующие:
- Roshen — 22 место —оборот $800 млн.;
- Konti Group — 38 место —оборот $473 млн.;
- «АВК» — 62 место —оборот $269 млн.
Возвращаясь к локальному рынку, стоит отметить, что за последние годы производители устроили настоящую потасовку в войне за потребителя. Многим пришлось расширять продуктовые линейки, особенно в бюджетном сегменте, и делать акционные предложения. Особенно отличились в этом плане «Бисквит-Шоколад», «Грона» и КФ «Ярич». Последняя, например, за счет активного расширения отхватила целую четверть рынка простого печенья.
Читайте также: Обзор рынка замороженных и свежих ягод в Украине
Импорт и экспорт мучных кондитерских изделий
Несмотря на то, что более 95% украинского рынка мучной кондитерки занимают отечественные товары, импортная продукция тоже пользуется постоянным спросом среди потребителей, а ее доля потихоньку растет.
Больше всего украинцам по душе польские, турецкие, немецкие и голландские сладости. Большинство экспортеров — страны-соседи. Поэтому их товары радуют не только качеством, но и приемлемой ценой. Суммарно в 2016 году было импортировано более 30 тыс. тонн кондитерки.
По данным Государственной фискальной службы Украины, экспорт мучной кондитерки за последних три года уменьшился в денежном выражении, но вырос в количественном. Как мы уже упоминали выше, это произошло из-за переориентации производителей кондитерских изделий на бюджетный сегмент.
В 2016 году Украина поставила иностранным партнерам 77,5 тыс. тонн продукции, общей стоимостью 104,5 тыс. долларов. Что касается географической структуры экспорта, самыми преданными покупателями украинских сладостей стали Молдова, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. Ранее в этом списке фигурировала Россия, но по политическим причинам этот рынок для украинских кондитеров закрылся. Еще четыре года назад, на РФ приходилось до 40% экспорта в этом сегменте.
Схожая ситуация оказалась и с Беларусью, которая ввела новые барьеры нетарифного регулирования и закрыла доступ наших продуктов на свой рынок. В частности, речь идет об введенной в августе 2015 года обязательной санитарно-гигиенической экспертизе импортной продукции, которую теперь должны проходить все украинские товары.
Производители мучных кондитерских изделий оперативно отреагировали и перенаправили потоки продукции на рынки Европы. КФ «Ярыч» организовала поставки в Польшу, Чехию, Испанию, Венгрию, и даже США. «Бисквит-шоколад» также успешно освоил американский рынок.
В 2016 году показатель экспорта в страны ЕС вырос в 8 раз.
Портрет целевой аудитории
Как показывает статистика, в Украине покупкой продуктов, в том числе кондитерских, занимаются преимущественно женщины. Из них 40% — домохозяйки, не имеют постоянного места работы. Возрастная структура равномерно разделена, и лишь категория женщин 45-55 лет немного выделяется на общем фоне и составляет около 21%.
Специфика потребления кондитерки в Украине отличается от европейской или американской, где она стала продуктом ежедневного потребления. У нас же вафли, пирожные и печенье —скорее атрибут праздника и покупаются тогда, когда есть весомый повод.
Украинцы довольно консервативны в выборе сладостей и предпочитают оставаться верными одному бренду. Главный критерий при покупке — свежесть и качество. Никто не купит пересушенное и затвердевшее овсяное печенье, даже если оно будет в красивой упаковке.
Мужчины покупают мучные кондитерские изделия для быстрого перекуса на работе, в дороге или дома перед сном. Они предпочитают простое галетное или песочное печенье, вафли «Артек», пряники без начинки. Женщины, в свою очередь, рассматривают кондитерку как антистресс и источник наслаждения. Поэтому они предпочитают изделия с начинкой, сладкой помадкой или глазурью.
Сладкое — не предмет первой необходимости, часто кондитерские изделия покупают из-за сиюминутной прихоти. Поэтому производители стараются размещать точки продаж в местах большого скопления народа, а в больших сетевых супермаркетах сладости зачастую размещены сразу в нескольких местах.
Читайте также: Обзор рынка упаковки для кондитерских изделий
Украинский рынок мучных кондитерских изделий: тенденции и прогнозы
Несмотря на пережитые кризисы и рыночные потрясения, можно сказать, что украинский рынок мучных кондитерских изделий пришел к некой точке стабильности. Производители свыклись с новым положением вещей и успешно адаптировались к обстановке.
Первая заметная тенденция рынка мучных кондитерских изделий — увеличение минимальной планки требований к качеству продукции. Если в разгар кризиса решающим фактором была низкая цена изделий, то вместе со стабилизацией рынка потребители снова хотят видеть только качественные ингредиенты в составе продуктов.
Еще одно новое веяние — переориентация на «здоровую» продукцию. Потребители стараются следить за своей фигурой и состоянием тела, поэтому отдают предпочтение кондитерке, содержащей натуральные злаки, фрукты, отруби.
Последняя тенденция украинского рынка мучных кондитерских изделий — переориентация на экспорт. Особенно это характерно для продуктовых групп высокого и премиум сегмента, спрос на которые на родине ощутимо просел в последние годы. Экспортные сладости будут обладать разнообразными вкусами, в то время как продукция для локального рынка будет оставаться консервативной и сдержанной.
Понравилась статья? — Почитайте другие наши исследования других рынков.
Нужен прогноз для целевого рынка? — Обратитесь в компанию KOLORO, и мы проведем кабинетное исследование нужного сегмента.