Яндекс.Метрика

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

Категория: Исследования
Дата: 24. Мая. 2017 в 12:18

Украинцы — признанные сладкоежки. По оценкам аналитиков наша страна входит в десятку самых преданных любителей кондитерских изделий. В среднем за год украинцы съедают около 15 кг кондитерки, а именно:

рынок мучных кондитерских изделий украины 2016

Больше 95% рынка занимают товары отечественных компаний. Кроме того, кондитерская отрасль составляет целых 15% всей пищевой индустрии страны. В кондитерский бизнес Украины вовлечено более 50 000 работников, которые трудятся на восьми сотнях предприятий.

Украинская сфера кондитерских изделий одна из самых модернизированных и высококонкурентных, но сейчас переживает далеко не лучшие времена. По объему отгрузок ее успешно делят между собой мучные изделия и шоколад. Остальные представители категории занимают сравнительно маленькую долю.

 

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

 

Общие черты украинского рынка кондитерских изделий:

  • постоянный высокий спрос на продукцию;
  • большинство продуктов однородны;
  • цена формируется по законам рынка, продавцы не могут сильно на нее влиять;
  • новым игрокам относительно легко войти на рынок и выйти с него;
  • прозрачность в ценовой и товарной политике производителей.

 

Из-за экономического кризиса (роста курса иностранных валют) и нестабильной политической ситуации (экспортная блокада Российской Федерации) украинские кондитеры ощутимо пострадали.

 

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

 

Ключевые проблемы рынка в 2016 году:

  • увеличение себестоимости продукции;
  • снижение общей покупательской способности;
  • падение объемов производства во всех сегментах, кроме изделий, не содержащих какао;
  • серьезное сокращение потребления продуктов категории «премиум»;
  • острая необходимость смены технологий производства.

 

Довольно любопытная ситуация. Курс доллара сильно повлиял на стоимость импортного сырья для производства мучных кондитерских изделий и спровоцировал переход потребителей на дешевые продукты: крекеры, пряники, вафли. Производить дешевые продукты из дорогого сырья не выгодно. Поэтому рост спроса на сладости бюджетного сегмента привел к смене технологии производства некоторых популярных изделий. Вместо качественного импортного сырья кондитеры начали использовать отечественное, либо недорогие субституты.

 

Читайте также: Летнее лакомство: анализ рынка мороженого в Украине

 

Какие изделия производят в Украине

 

К мучной кондитерке относят сладкие высококалорийные продукты с приятным вкусом, которые быстро усваиваются организмом. В их составе присутствует более 25% муки и много сахара. Кроме того, сладости содержат яйца, жиры, химические разрыхлители и вкусовые добавки.

 

Условно, мучные кондитерские изделия можно поделить на несколько продуктовых групп:

  • печенье, крекер, галеты;
  • рулеты;
  • вафли;
  • трубочки;
  • кексы;
  • торты;
  • пирожные;
  • пончики;
  • пряничные изделия;
  • восточные сладости.

 

В зависимости от способа приготовления и предпочтений потребителей, продукты могут иметь начинку внутри и глазурь снаружи. Также допускается полное или частичное покрытие изделия шоколадом. Для диабетиков выпускают мучные изделия с заменителями сахара.

 

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

 

Несмотря на медленную динамику роста некоторых сегментов, ассортимент рынка потихоньку расширяется. Кроме примитивной выпечки, которая раньше доминировала в сегменте мучных изделий, сегодня на полках магазинов можно найти все, что душе угодно: от печенья, кексов и рулетов до всевозможных тортов и пирожных. Особенно растет популярность изделий с начинкой.

 

Крупнейшие производители мучных кондитерских изделий

 

Украинский рынок кондитерских изделий пополняется из трех основных источников:

  • крупными предприятиями, представленными во всех регионах;
  • локальными производителями, известными на небольшой территории;
  • малыми партиями импортных продуктов.

 

Вследствие локальной войны на территории Украины, экономического кризиса и закрытия рынков некоторых стран-соседей, в секторе производства мучных кондитерских изделий произошли серьезные перестановки.

 

По оценкам экспертов, список самых крупных игроков исследуемого рынка выглядит следующим образом:

  • Roshen;
  • Конти;
  • АВК;
  • Грона;
  • Бисквит-Шоколад;
  • КФ Ярич;
  • КФ Лагода.

 

Суммарно эти компании удерживают больше половины рынка кондитерки. В 2015 году компания «Конти» опустилась на второе место в рейтинге, а лидером стала небезызвестная корпорация Roshen. Этому поспособствовало развитие собственной сети магазинов по всей Украине, что уменьшило расходы производителя на «полку» в супермаркете и позволило аккумулировать аудиторию локальных клиентов.

 

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

 

Временно выбыла из рынка мучных кондитерских изделий компания «АВК», в связи тем, что основные ее производственные мощности находились в Донецке и Луганске — зоне проведения АТО. Из-за закрытия двух заводов, был полностью прекращен выпуск печенья. Тем не менее, уже в начале 2016 года компании удалось перенести производственную площадку в город Днепр и восстановить большую часть линий. Постепенно компания возвращает в строй весь ассортимент изделий.

 

Несмотря на просадку в объемах производства, вся троица (Roshen, АВК, Конти) входит в ТОП 100 мировых производителей мучных кондитерских изделий. Исходя из рейтинга авторитетного издания Candy Industry, позиции украинских кондитеров следующие:

 

  • Roshen — 22 место — оборот $800 млн.;
  • Konti Group — 38 место — оборот $473 млн.;
  • «АВК» — 62 место — оборот $269 млн.

 

Возвращаясь к локальному рынку, стоит отметить, что за последние годы производители устроили настоящую потасовку в войне за потребителя. Многим пришлось расширять продуктовые линейки, особенно в бюджетном сегменте, и делать акционные предложения. Особенно отличились в этом плане «Бисквит-Шоколад», «Грона» и КФ «Ярич». Последняя, например, за счет активного расширения отхватила целую четверть рынка простого печенья.

 

Читайте также: Обзор рынка замороженных и свежих ягод в Украине

 

Импорт и экспорт мучных кондитерских изделий

 

Несмотря на то, что более 95% украинского рынка мучной кондитерки занимают отечественные товары, импортная продукция тоже пользуется постоянным спросом среди потребителей, а ее доля потихоньку растет.

 

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

 

Больше всего украинцам по душе польские, турецкие, немецкие и голландские сладости. Большинство экспортеров — страны-соседи. Поэтому их товары радуют не только качеством, но и приемлемой ценой. Суммарно в 2016 году было импортировано более 30 тыс. тонн кондитерки.

 

По данным Государственной фискальной службы Украины, экспорт мучной кондитерки за последних три года уменьшился в денежном выражении, но вырос в количественном. Как мы уже упоминали выше, это произошло из-за переориентации производителей кондитерских изделий на бюджетный сегмент.

 

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

 

В 2016 году Украина поставила иностранным партнерам 77,5 тыс. тонн продукции, общей стоимостью 104,5 тыс. долларов. Что касается географической структуры экспорта, самыми преданными покупателями украинских сладостей стали Молдова, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. Ранее в этом списке фигурировала Россия, но по политическим причинам этот рынок для украинских кондитеров закрылся. Еще четыре года назад, на РФ приходилось до 40% экспорта в этом сегменте.

 

Схожая ситуация оказалась и с Беларусью, которая ввела новые барьеры нетарифного регулирования и закрыла доступ наших продуктов на свой рынок. В частности, речь идет об введенной в августе 2015 года обязательной санитарно-гигиенической экспертизе импортной продукции, которую теперь должны проходить все украинские товары.

 

Анализ рынка мучных кондитерских изделий Украины в 2016 году

 

Производители мучных кондитерских изделий оперативно отреагировали и перенаправили потоки продукции на рынки Европы. КФ «Ярыч» организовала поставки в Польшу, Чехию, Испанию, Венгрию, и даже США. «Бисквит-шоколад» также успешно освоил американский рынок.

 

В 2016 году показатель экспорта в страны ЕС вырос в 8 раз.

 

Портрет целевой аудитории

 

Как показывает статистика, в Украине покупкой продуктов, в том числе кондитерских, занимаются преимущественно женщины. Из них 40% — домохозяйки, не имеют постоянного места работы. Возрастная структура равномерно разделена, и лишь категория женщин 45-55 лет немного выделяется на общем фоне и составляет около 21%.

 

Специфика потребления кондитерки в Украине отличается от европейской или американской, где она стала продуктом ежедневного потребления. У нас же вафли, пирожные и печенье — скорее атрибут праздника и покупаются тогда, когда есть весомый повод.

 

Украинцы довольно консервативны в выборе сладостей и предпочитают оставаться верными одному бренду. Главный критерий при покупке — свежесть и качество. Никто не купит пересушенное и затвердевшее овсяное печенье, даже если оно будет в красивой упаковке.

 

Мужчины покупают мучные кондитерские изделия для быстрого перекуса на работе, в дороге или дома перед сном. Они предпочитают простое галетное или песочное печенье, вафли «Артек», пряники без начинки.  Женщины, в свою очередь, рассматривают кондитерку как антистресс и источник наслаждения. Поэтому они предпочитают изделия с начинкой, сладкой помадкой или глазурью.  

 

Сладкое — не предмет первой необходимости, часто кондитерские изделия покупают из-за сиюминутной прихоти. Поэтому производители стараются размещать точки продаж в местах большого скопления народа, а в больших сетевых супермаркетах сладости зачастую размещены сразу в нескольких местах.

 

Читайте также: Обзор рынка упаковки для кондитерских изделий

 

Украинский рынок мучных кондитерских изделий: тенденции и прогнозы

 

Несмотря на пережитые кризисы и рыночные потрясения, можно сказать, что украинский рынок мучных кондитерских изделий пришел к некой точке стабильности. Производители свыклись с новым положением вещей и успешно адаптировались к обстановке.

 

Первая заметная тенденция рынка мучных кондитерских изделий — увеличение минимальной планки требований к качеству продукции. Если в разгар кризиса решающим фактором была низкая цена изделий, то вместе со стабилизацией рынка потребители снова хотят видеть только качественные ингредиенты в составе продуктов.

 

Украинский рынок мучных кондитерских изделий: тенденции и прогнозы

 

Еще одно новое веяние — переориентация на «здоровую» продукцию. Потребители стараются следить за своей фигурой и состоянием тела, поэтому отдают предпочтение кондитерке, содержащей натуральные злаки, фрукты, отруби.

 

Последняя тенденция украинского рынка мучных кондитерских изделий — переориентация на экспорт. Особенно это характерно для продуктовых групп высокого и премиум сегмента, спрос на которые на родине ощутимо просел в последние годы. Экспортные сладости будут обладать разнообразными вкусами, в то время как продукция для локального рынка будет оставаться консервативной и сдержанной.

 

Понравилась статья? — Почитайте другие наши исследования других рынков.

Нужен прогноз для целевого рынка? — Обратитесь в компанию KOLORO, и мы проведем кабинетное исследование нужного сегмента. 

 

Контактная информация:+

+38 (044) 223 51 20

info@koloro.ua

 

Фото Александр Тоболин
Подготовил Александр Тоболин Маркетолог
7.4 10 7

Понравилась статья?

Проголосовало: 7, оценка: 7.4 из 10

comments powered by HyperComments

Присоединяйся к нам в соцсетях

ßíäåêñ.Ìåòðèêà

Запрос на бесплатную консультацию

Отправив запрос, вы получаете:

  • Письмо или звонок от нашего менеджера
  • Оценку стоимости проекта
  • Личную встречу, при необходимости
  • Конфедициальность гарантирована!

Заказать обратный звонок

Ваше имя Ваш номер телефона Удобное время звонка
action="https://api.unisender.com/ru/subscribe?hash=5qxekwn84noxrtxahttk366ammzq79y4do97317e" name="subscribtion_form" onsubmit="return us_.onSubmit(this);" us_mode="embed">

присоеденяйтесь к подписчикам:

присоеденяйтесь к подписчикам:

Спасибо!
Получайте дайджест
практических советов
от опытных специалистов
маркетинга и брендинга!