На украинском рынке присутствуют соки, нектары, морсы, коктейли и напитки с добавлением сока. Они отличаются друг от друга процентным содержанием натурального сока:
В Украине соки производят двумя способами:
- восстановлением из концентрата;
- прямым отжимом.
Крупный производитель Витмарк-Украина сообщает, что для получения сока из концентрата плоды сортируют, моют и отправляют в пресс-машину. Из полученной жидкости выпаривают часть влаги, получая концентрат, в котором сохранились витамины, макро- и микроэлементы.
При правильном температурном режиме концентрированный сок хранится несколько месяцев. Для восстановления добавляют очищенную воду и отправляют напиток на стадию пастеризации или стерилизации. Производитель заявляет о том, что не использует красители, консерванты и ароматизаторы.
При производстве сока прямого отжима отсутствуют стадии концентрирования и восстановления.
Обзор украинского рынка соков: объемы производства
С 2013 года объемы производства снизились на 47,5%. Это связано с проблемной ситуацией на востоке страны и в Крыму.
за 2014, 2015, 2016 годы представлены без учитывания показателей производства на временно оккупированной территории АРК и в зоне проведения антитеррористической операции.
За первое полугодие 2017 года было произведено 98,3 тыс. тонн соков, что свидетельствует о том, что негативная тенденция производства сохраняется.
Внешнеэкономическая политика: импорт соков
В Украину импортируются соки и нектары с Австрии (30% от общего объема импорта), Нидерландов (26%), Испании, Швейцарии, Израиля, Сингапура и Китая. Поставками из-за границы занимаются такие компании: Сандора (входит в состав PepsiCo), Кока-Кола Бевереджиз Украина, ЗАО Висма, УСПОТ ЛТД, производственная фирма Эрлан ЛТД.
Рынок импорта имеет негативную тенденцию, так как украинские граждане все еще ощущают кризис в стране, а соки и нектары — не продукты первой необходимости. Следовательно, украинцы либо отказываются от приобретения сока либо выбирают дешевый отечественный вариант.
Начиная с 2013 года, объемы импортных соков на украинских прилавках снижаются. За последние 3 года поставки из-за границы упали на 60,3% в объемном выражении, что соответствует 63,6% в валютном эквиваленте.
В период с января по июнь 2017 года включительно в Украину было импортировано 6528 тонн соков на сумму 13653 тыс. долларов. Это значит, что результаты 2017 года будут наравне с 2016 годом, либо объем импорта незначительно возрастет.
Внешнеэкономическая политика: экспорт соков
На внутреннем рынке снижается спрос на соки, поэтому производителям следует обратить внимание на зарубежные рынки. До 2014 года российский рынок составлял примерно 50% экспортного сегмента. Теперь же производители переключились на рынки западной Европы.
Начиная с 2013 года, рынок экспорта просел на 51% в объемном выражении, что соответствует 76%-ой потери в валюте.
За первое полугодие 2017 года из Украины была экспортирована 27151 тонна соков на сумму 20933 тыс. долларов.
Главная проблема беспошлинного ввоза соков на территорию ЕС — трудность получения сертификата происхождения. Если речь идет о томатных и яблочных соках, сертификат получить не трудно, ведь все ингредиенты были произведены в Украине. Если же речь идет об экзотических сериях либо о цитрусовых соках, фрукты для изготовления которых были закуплены за границей — получение сертификата усложняется.
Еще одна причина снижения объема экспорта — несоответствие уровня качества. За последние 3 года в странах западной Европы стали популярными соки прямого отжима. Натуральная продукция маркируется знаком «NFC», что значит not from concentrate — не из концентрата.
Большинство украинских соков поставляется в Польшу. В 2016 году 45% от всех поставок приходились именно на эту страну, по сравнению с 18% в 2015 году. А вот белорусы отказываются от украинских напитков. С 2015 года объем поставок уменьшился на 9%. В Словакию уходит 11% продукции (в 2015 было 5%), в Соединенные Штаты — 6% (в 2015 было 8%).
Обзоры других продуктовых рынков Украины:
Главные игроки украинского рынка сока
В 2011 году начали функционировать мощности корпорации T. B. Fruit, которая выпускает напитки под брендом Galicia. Компания производит соки из концентрата, пюре, соки прямого отжима, а также замороженные фрукты и овощи. Сейчас на территории Украины работают 7 заводов по переработке. Продукция отвечает международным стандартам ISO 9001:2008.
Изначально ООО «Сандора» было полностью украинским предприятием, но в 2007 году все акции выкупили компании PepsiAmericas и PepsiCo. Сейчас материнской компанией «Сандоры» считается PepsiCo, которая поставляет на украинский прилавки соки, сокосодержащие продукты и газированные напитки.
Кока-Кола Бевереджис Украина входит в состав Cola-Cola Hellenic Group. Продукция компании представлена тремя брендами: Rich, Rich Kids и «Добрий».
С 1994 года холдинг «Витмарк-Украина» производит соки, сокосодержащие продукты и газированные напитки. Сначала поставляла на рынок продукцию под брендом Jaffa, потом портфель брендов пополнился «соком в белом пакете» — «Нашим соком», что производится на Одесском консервном заводе детского питания.
В октябре 2016 года киевский завод «Росинка» был признан банкротом, но уже через месяц антимонопольный комитет дал добро на создание корпорации «Росинка», поэтому сейчас производство соков Capri-Sonne продолжается.
Самые крупные производители сока в Украине
Обзор украинского рынка сока: портрет целевой аудитории
Согласно данным Maxrise Consulting среднестатистический украинец в год выпивает 10 литров сока. В Западной Европе этот показатель в 3 раза выше, в Соединенных Штатах Америки — в 5 раз.
34% украинцев готовы экономить на этом продукте. По данным за 2016 год 10% потребителей приобретают соки лишь на праздники, 45% — 2 раза в месяц. До начала экономического кризиса популярностью пользовались соки в однолитровой упаковке, сейчас — эконом-варианты на 2-3 литра.
Соки и нектары покупают женщины и мужчины всех возрастов. Рынок соков имеет ярко выраженную сезонность. Летом спрос на соки и нектары падает.
Тенденции в дизайне упаковок соков
Рассмотрим, какой дизайн упаковок и этикеток популярен в 2017 году.
Лаконичность
«Ничего лишнего», — решили дизайнеры бренда Juicebox. Прозрачная упаковка позволяет потребителям наслаждаться яркими цветами питательного продукта. Действительно, иногда разработка упаковки требует не создания нового, а отсечения лишнего.
Натуральность снаружи и внутри
Чтобы подчеркнуть премиальность продукта, дизайнеры, которые трудились над брендом Blend Press, выбрали стеклянную упаковку. Как и у Juicebox, этикетка очень простая. Разработка логотипа имела цель понравиться женской целевой аудитории, поэтому знак торговой марки плавный и элегантный.
Персонализированные фрукты
Бренд Eroski Juices решил подчеркнуть индивидуальность каждого фрукта. На этикетке апельсин изображен в виде испанской танцовщицы, ананас напоминает африканскую женщину с маракасами, персик — китайского фермера в традиционной шляпе. Дизайн упаковки игривый и запоминающийся.
Для детей с любовью
Чтобы понравиться самым маленьким потребителям, создатели бренда Birdy Juice (с англ. — птичий сок) разработали дизайн упаковки, напоминающий пернатых. Брендинговое агентство «Колоро» уверенно, что маленькие любители сока не останутся равнодушными.
Нестандартная геометрия
Креативщики Wonky Juice решили обратить внимание на продукт с помощью необычного дизайна коробки. Название бренда полностью отражает концепцию упаковки — неустойчивый, шаткий сок.
Материалы о дизайне упаковки:
Выводы
- С 2013 года объемы производства украинского сока снижаются. Причина — экономический кризис, вследствие которого себестоимость продукта выросла, и прекращение поставок соков в Российскую Федерацию.
- 95% соков на прилавках — отечественные. Объемы экспорта в 4 раза превышают объемы импорта.
- Сок и продукты из него — не есть продуктами первой необходимости, поэтому потребление в Украине в несколько раз ниже среднестатистического потребления в Европе и Штатах.
- Существует 2 способа выделиться среди производителей-конкурентов — снизить стоимость продукции либо с помощью маркетинговых уловок заставить потребителя полюбить ваш бренд.
Как минимум, в одном случае «Колоро» может вам помочь.
Обращайтесь.