Производство сыра — длительный процесс, который зависит не только от производственных возможностей, а и от экономического состояния страны и ситуации на рынке.
Последние годы были довольно сложными для молочной промышленности Украины. Военные действия, тяжелая экономическая ситуация, девальвация гривны, отсутствие оборотных средств у предприятий — все это привело к тому, что производители не успевали реагировать на потребности рынка.
Тем не менее, значительное внимание молокоперерабатывающие предприятия уделяли развитию производства кисломолочной продукции, которая была самой прибыльной.
Рынок сыра Украины — один из самых динамичных сегментов с устойчивым приростом объемов производства, потребления и охвата международных рынков.
Брендинговое агентство KOLORO проведет маркетинговое исследование рынка, определит вашего целевого потребителя и разработает уникальный дизайн упаковки для вашего товара.
Читайте также: Анализ украинского рынка соков за 2011-2017 год
Общее состояние молочного рынка Украины
В Украине сыра создавать стали в ХХ веке. Теперь производство осуществляет более 150 предприятий, 2/3 из них производят твердые сычужные сыры, остальные — мягкие и плавленые. В 2017 году молока произвели 10,1 млн тонн в промышленных и частных хозяйствах. Это на 2,9% меньше, чем в 2016-ом. Для производства сыра использовали 6%, около 606 тысяч.
За январь-октябрь 2017-ого выпустили 2,3 млн тонн промышленного молока, это на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2016 года. При этом поголовье коров сократилось на 1,9% и составило 2,1 млн. В сельскохозяйственных предприятиях содержат 474 тыс. коров, остальные 1,636 млн — у населения. Поголовье сократилось на 3,2% и 1,5% соответственно. Производство сыра с 2013 сократилось на 38%.
С июля 2018 молокоперерабатывающие предприятия смогут покупать сырье только в специализированных фермерских хозяйствах. Такое положение соответствует европейской директиве о качестве молока.
Читайте также: Анализ рынка молочной продукции Украины
Рынок твердых сыров: крупнейшие производители
По итогам 2017 года крупнейшие игроки рынка следующие:
- «ТЕРРА ФУД»;
- ООО «Торговый дом «Западная молочная группа»;
- «Молочный альянс»;
- «Милкиленд»;
- «Клуб Сыра»;
- «Бель Шостка Украина».
ТЕРРА ФУД
Группа компаний «ТЕРРА ФУД» объединяет несколько заводов по производству молочной продукции и мяса, сахарные заводы, а также фермы по выращиванию племенного рогатого скота. По данным компании, она занимает более 16,5% рынка.
Компания производит популярные виды сыра под торговыми марками:
- «Золотой резерв»;
- «Вапнярка»;
- «Тульчинка»;
- «Сорочинский»;
- «Ферма»;
- «Лауреат».
ООО «Торговый дом «Западная молочная группа»
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Западная молочная группа» входит в холдинговую компанию «Континиум». «Западная молочная группа» на рынке представляет интересы 10-ти молочных заводов, расположенных по всей стране. Эти молокоперерабатывающие заводы выпускают сыр под корпоративным брендом «КОМО».
Ассортимент бренда представлен традиционными твердыми и полутвердыми, а также оригинальными видами:
- «Голдер»;
- «Гранде»;
- «Тенеро»;
- «Кантри»;
- «Ореховый»;
- «Пепенеро»;
- «Голландия»;
- «Старый голландец»;
- «Йогуртовый»;
- «Сметанный»;
- «Российский»
и другие.
Молочный альянс
За 2016 год на предприятиях группы компаний «Молочный альянс» было произведено 23 261 тонны сыра.
В альянс входят сырные торговые марки «Пирятинъ» и «Славія». На рынке их продукция представлена следующими видами:
- Чеддер;
- Парменталь;
- Российский;
- Пошехонский;
- Голландский;
- Костромской;
- Гауда.
Также компания выпускает оригинальные виды:
- «Львовский»;
- «Грация»;
- «Детский»;
- «Король гурман»;
- «Король сыров»
и другие.
Брендинговое агентство KOLORO проведет кабинетное маркетинговое исследования рынка молочной продукции, разработает дизайн упаковки и создаст рекламную кампанию.
Милкиленд Украина
Компания объединила 10 молокоперерабатывающих заводов, которые выпускают продукцию под брендами «Добряна», «Коляда» і «LatteR».
ТМ «Коляда» представляет на рынке сырные продукты, сыры плавленые и плавленые сырные продукты.
«LatteR» — молодой бренд компании, появившийся на рынке молочной продукции Украины в 2015 году. Под торговой маркой выпускается сыр «Латтер», который не содержит лактозы и глютена.
«Добряна» — флагманский международный сырный бренд. Под ним производятся традиционные мягкие, твердые и авторские виды:
- Олдермани;
- Качиотто;
- Пармезан;
- Российский;
- Рокфор;
- Мааздам;
- Радомер;
- Камамбер и другие.
Клуб Сыра
Компания работает на базе каневского маслосырзавода. В 2007-2008 годах линию модернизировали, увеличив производственные возможности.
Основная продукция предприятия — сыр. Также компания выпускает масло.
«Клуб Сыра» производит преимущественно оригинальные виды;
- «Гронвальд»;
- «Дижонский»;
- «Айвенго»;
- «Прикарпатский»;
- «Неаполитанский»;
- «Эдельвейс»;
- «Ноир»;
- «Крымский»
и другие.
Бель Шостка Украина
Бренд «Шостка» появился на украинском рынке в 2005 году. Спустя два года комбинат приобрела французская группа компаний Bel, специализирующиеся на производстве сыра и производных продуктах.
«Шостка» — это твердые и плавленые сыры высокого качества. «Российский классический» был проверен независимыми экспертами европейских лабораторий и по результатам анализов получил «Добрый знак».
Компания владеет сырными брендами «Шостка» и «MiniBabybel».
Рекламная кампания от брендингового агентства KOLORO увеличивает продажи твердых сыров в 1,5 раза!
Читайте также: Обзор украинского рынка зернового и растворимого кофе
Мировое производство сыра
Прогнозируется, что до 2021 года производство достигнет 23,5 млн тонн, а к 2030 году цифра увеличится до 1 млрд тонн. По итогам 2016-ого в мире выпустили 21,4 млн тонн сыра.
Ключевые производители в мире — США и ЕС. Китай планирует занять определенную долю на рынке, но пока только увеличил импорт на 18%.
Читайте также: Анализ мясного и колбасного рынка Украины за 2016-2017 год
Украинский рынок сыра: импорт и экспорт
За первые полгода 2017 импорт вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Традиционные поставщики не меняются уже на протяжении нескольких лет. Лидирующие 30% от общего количества ввозимой продукции остаются за Польшей. Германия и Франция ввозят меньше — 24% и 14% соответственно. Остальные 32% ввозят из Италии, Эстонии, Латвии, Испании, Греции, Литвы, Нидерландов, Швейцарии.
«КОМО-эксперт» на протяжении двух лет остается лидером по экспорту сыра в страны ближнего зарубежья. В конце 2017 года «Молочный альянс» осуществил первые отгрузки сыров в ОАЭ и США.
В 2017-ом Украина экспортировала на 11% больше, чем в 2016 году.
Брендинговое агентство KOLORO разработает молочный бренд, который понравится потребителям всех стран мира.
Читайте также: Анализ рынка частной медицины Украины в 2017 году: особенности и фирменный стиль лучших клиник
Сырный рынок Украины: портрет потребителя
В среднем украинцы потребляют около 4-х кг сыра в год. Самыми популярными видами уже на протяжении многих лет остаются Голландский и Российский.
Украинские сыры не уступают по качеству лучшим европейским маркам. Отпускная цена на сыр украинского производства — 170-180 грн/кг, а импортного — от 180 грн/кг.
Девальвация гривны и рост цен, в том числе на сыр, повлиял на выбор потребителей: они переориентировались на более дешевую молочную продукцию. Твердый сыр большинство потребителей заменяют на плавленый, ассортимент которого постоянно расширяют.
Портрет потребителя твердого сыра:
- мужчина или женщина;
- возраст от 23-25 лет (возраст, когда начинают интересоваться качеством питания);
- доход выше среднего (ввиду высокой стоимости товара);
- покупка чаще совершается в супермаркете.
Молодые люди предпочитают покупать фасованный или нарезной сыр: это удобно и его можно взять, например, в поход. Старшее поколение отдает предпочтение отрезному, потому что считает сыр в форме головок более качественным.
Всеукраинская организация «Потребительское доверие» организовала проверку польских сыров, представленных на украинском рынке. По результатам проверки глава организации Максим Гончар заявил, что продукты оказались фальсификатом, ввезенным на территорию страны в большинстве случаев незаконно.
Тем не менее, количество ввезенного сыра не становится меньше, потому что большинство потребителей руководствуется правилом: «Импорт — лучше и качественнее, чем отечественные продукты».
Читайте также: Игорный бизнес: анализ рынка детских развлекательных комплексов
Тенденции в дизайне сырной упаковки
Большие головки, поступающие в продажу, покрыты натуральной коркой, воском или латексом. В фольгу или картонную коробку упаковывают маленькие головки или порционные кусочки. Эти материалы могут выглядеть красиво, но не защищают от обветривания и высыхания продукта.
Для упаковки брусковых сыров используется пленка под запайку или флоу-пак. Такие виды упаковки помогают продукту сохранять товарный вид продолжительное время. Термоформируемые упаковки используются для реализации продукта, нарезанного слайсами. Многие производители предпочитают флоу-пак, в который упаковывается сыр весом около 250 г.
Стрейч-пленкой предназначена для сыров, нарезанных в точке продажи. Такой способ упаковки не позволяет хранить продукт продолжительное время, однако он пользуется популярностью, поскольку многие потребители предпочитают покупать кусочек сыра, отрезанного от головки.
Нарезной сыр пакуется в специальные системы, состоящие из нижнего жесткого лотка и верхней гибкой пленки. Вакуумная упаковка негативно действует на вкусовые качества, а также может деформировать продукт.
В целом, тип упаковки зависит от вида сыра. Твердые сыры можно поместить практически в любую, а мягкие, например, камамбер, лучше в твердую упаковку из дерева или пластика.
Мода на все натуральное, крафтовое и минимальное нашла свой отзыв и в дизайне упаковки для сыра.
- Дизайн этикеток и упаковок разрабатывается с акцентом на традиционность технологии производства и органически чистого сырья. Для этого используются изображения животных и растительные мотивы.
- У многих потребителей крафтовая упаковка (картон или пергамент) ассоциируются с высоким качеством продукта.
- Винтажные элементы в дизайне упаковки перенесут потребителей, когда Е означало только букву, а для сыра использовали исключительно натуральные ингредиенты.
- Дух минимализма не покидал дизайнеров. На минималистичных упаковках содержится название продукта и производителя, а также состав.
- Часть целого — тренд, который популярен уже на протяжении нескольких лет.
Брендинговое агентство KOLORO разработает дизайн упаковки и этикетки для вашего продукта, а также дизайн интерьера для вашей сырной кофейни.
Читайте также: Анализ рынка детских товаров
Украинский рынок сыра: прогноз
Рынок сыра Украины достаточно конкурентоспособный и, несмотря на его падение на протяжении нескольких лет, производители стараются компенсировать потери завоеванием иностранных рынков. Чтобы оставаться на плаву, сыроварни расширяют ассортимент продукции разными способами.
Для увеличения импорта из стран ЕС, правительство сократило ввозные пошлины на сыр до 6,7%.
Сыры украинского производства преимущественно высокого качества и соответствуют многим мировым стандартам. Но из-за сложной экономической ситуации и низких покупательских возможностей потребителей некоторые производители изменили рецептуру производства сыра и стали выпускать сырные продукты.
Учитывая последние новости рынка сыра, есть вероятность, что продукты сыроварения от украинских производителей завоюют иностранные рынки, а в потребительской корзине среднестатистического украинца сыра станет больше, чем 3,5 кг.