Яндекс.Метрика

Анализ рынка сыра Украины

Категория: Исследования
Дата: 24. Ноя. 2016 в 18:21

Сыр – это продукт, который знаком людям многие тысячелетия. В зависимости от технологии производства сыры могут быть:

  • твердыми;
  • мягкими;
  • рассольными;
  • переработанными (плавлеными).

 

Несмотря на такое разнообразие именно твердый сыр входит в число самых популярных деликатесов. Его производят из разных видов молока:

  • коровьего;
  • козьего;
  • овечьего и т.д.

 

Самым востребованным сырьем для изготовления сыра остается коровье молоко.

 

Анализ рынка производства сыра в Украине

 

Начиная с 2014 года, в молочной отрасли Украины начались масштабные изменения. Они затронули и производство сыра. В основном в Украине производят сыры среднего ценового сегмента. Большинству отечественных производителей не хватает технологических мощностей для производства элитных сыров. Кризис принес с собой снижение спроса на сыр среди украинцев. Это заставило производителей переориентироваться на другие молочные продукты. В 2015 году в Украине произвели 160 тыс. тонн сыра. По мнению Вадима Чагаровского (председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины) в конце 2016 года производство сыра упадет до 140-150 тыс. тонн.

 

Также падает качество произведенного продукта. Чтобы снизить цену, производители заменяют молочный жир растительным. Это ухудшает качество и вкус сыра. Согласно ГОСТу, сыр, изготовленный с добавлением растительных жиров должен называться «молокосодержащий продукт, изготовленный по технологии сыра» (сырная продукция»). Не все производители указывают эту информацию на упаковке. Это подрывает доверие потребителей.

 

Чтобы удержаться на рынке, украинские сыроделы начинают вливаться в малоиспользуемые ниши. Например, в 2016 году была открыта первая органическая сыроварня на Западной Украине – ООО «Старый Порицк».

 

Дизайн упаковки сыра

 

Анализ рынка сыра Украины: экспорт и импорт

 

До 2014 года Украина, в основном, поставляла сыр в страны СНГ. В этот период главным покупателем украинского сыра была Россия. Туда шло 80-85% украинского сырного экспорта. Экспорт в страны дальнего зарубежья был небольшим – до 1 тыс. тонн в год. В 2014 году поставки молочных продуктов из Украины в Россию запретил Роспотребнадзор. Теперь, вместо России, украинские производители экспортируют сыры в Беларусь, Молдову, Казахстан.

 

По сравнению с 2013 экспорт сыра упал в 3 раза: с 59 тыс. тонн до 19,5 тыс. тонн. В денежном эквиваленте это означает падение с 362,3 млн. долл. до 121 млн. долл. В 2015 году Украина экспортировала 10,82 тыс. тонн сыра, что в 1,8 раза меньше чем в 2014. В денежном выражении поставки сыра сократились в 3,4 раза (до 35,03 млн. долл.). За январь-октябрь 2016 года экспорт сыров составил 6,38 тыс. тонн. Это на 24% меньше чем за аналогичный период 2015 года. В денежном эквиваленте экспорт сократился на 31% и составил 18,85 млн. долл.

 

Анализ рынка сыра - график

 

По данным фискальной службы Украины за период 01.01.2016-31.10.2016 самые большие объемы экспорта сыра осуществлялись в:
 

  • Казахстан – 53,62%;
  • Молдавию – 27,41%;
  • Египет – 7,50%.

В другие страны было экспортировано всего 11,47% украинского сыра.

 

Украина активно экспортирует сыры в страны Востока. Например, в сентябре 2015 года Китай разрешил ввозить молочную продукцию 18-ти украинским предприятиям. В числе разных молочных продуктов экспортируются и сыры.

 

Анализ рынка сыра - график

 

По состоянию на январь-август 2016 года крупнейшими экспортерами сыра стали такие компании.

  1. Компания «Дубномолоко». Ей принадлежит 25% в доле общего экспорта украинского сыра.
  2. «Лакталис-Украина». Доля компании в экспорте сыра составляет 18%.
  3. «Клуб сыра». На ее долю выпадает 12% экспорта сыра.
  4. «Милкиленд-Украина». Экспортирует 10% украинского сыра.
  5. «Бель Шостка Украина». Доля компании в зарубежных поставках – 10%.
  6. Другие компании. Остальные украинские производители сыра экспортируют свою продукцию в значительно меньших объемах. Суммарно им принадлежит 26% в общем экспорте сыров из Украины.

 

Анализ рынка сыра - график

 

В 2013 году Украина импортировала 19,46 тыс. тонн сыра. В 2014 году импорт сыра составлял 11,75 тыс. тонн. В денежном эквиваленте это 67,65 млн. долл. В 2015 году Украина импортировала 5,38 тонн сыра. Это в 2,2 раза меньше чем в 2014. В денежном эквиваленте импорт сократился до 25,47 млн. долл. В январе-октябре 2016 года объем импорта сыров составил 5,4 тыс. тонн. Денежный эквивалент импорта составил 22,5 млн. долл.

За десять месяцев 2016 года, крупнейшими импортерами сыра стали:

  • Польша – 30,88%;
  • Германия – 23,98%;
  • Франция – 14,10%.

31,04% сыра было импортировано из других стран.

 

Закажите маркетинговое исследование в брендинговом агентстве KOLORO чтобы быть в курсе главных тенденций рынка!

 

Дизайн упаковки сыра

 

Исследование рынка сыра: портрет потребителя

 

В среднем, украинцы употребляют 3,5-4 кг твердых сыров в год. Это значительно ниже европейских показателей, где среднее потребление сыра составляет 20 кг в год на человека.

 

Самые популярные сорта сыра среди украинских покупателей:

  • «Российский»;
  • «Голландский».

 

Рост цен на продукты вынудил население снизить потребление твердых сыров. Вместо них стали больше покупать плавленые сыры. Кроме цены потребители ориентируются на популярность бренда. Выбирая между продуктами одной ценовой категории, они выберут более раскрученный бренд. Поэтому для молочного бренда крайне важно проводить рекламную кампанию.

 

Единого мнения, какой сыр лучше: развесной или фасованный, среди украинских потребителей не существует. Покупатели старшего поколения считают, что развесной сыр не залеживается на прилавках и это гарантирует его свежесть. Молодые люди предпочитают покупать фасованный сыр, потому что его можно долго хранить. Также упакованный сыр можно брать с собой в качестве перекуса, что нравится людям с активным образом жизни.

 

Пример дизайна упаковки сыра

 

Исследование рынка сыра: крупнейшие производители

 

«ТЕРРА ФУД». Компания была основана в 1999 году. Специализируется на молочной, мясной продукции и сельском хозяйстве.

«ТЕРРА ФУД» занимает 16,7% рынка сыра Украины. В фасованном сыре ее доля достигает 18%. В год компания производит 54 000 тонн сыра. Выпускает сыры и сырные продукты под торговыми марками:

  • «Золотой резерв»;
  • «Ферма»;
  • «Тульчинка»;
  • «Вапнярка»;
  • «Сорочинське»;
  • «Лауреат».

 

«Терра ФУД» производит твердый сыр на 3 площадках:

  • «Тульчинскиймаслосырзавод»;
  • «Крыжопольский сырзавод»;
  • «Вапнярский сырзавод».

Компания экспортирует твердый сыр в 27 стран дальнего и ближнего зарубежья.

 

Пример дизайна упаковки сыра

 

«Альмира». На рынке компания существует с 1998 года. В группу компаний входят 7 молокоперерабатывающих заводов и 6 торговых компаний.

Она производит сыры под торговыми марками:

  • «Гадячсыр»;
  • «Любас»;
  • «Славянские сыры»;
  • «Добрый Ян».

«Алмира» экспортирует молочную продукцию в США, Мексику, Японию, Алжир, Сирию, Израиль, Ливию, Польшу и т.д.

 

ПАО «Дубномолоко» (ТМ «КОМО»). Сырзавод компании находится в городе Дубно (Ровненская область). В год предприятие изготовляет свыше 15 млн. кг твердого сыра. Среди других компаний их отличает особое позиционирование бренда. Компания делает акцент на сырах, изготовленных по собственным, эксклюзивным рецептам. Например:

  • «Гранде»;
  • «Кантри»;
  • «Тенеро»;
  • «Пепенеро»;
  • «Голдер» и т.д.

Компания активно экспортирует свою продукцию в страны ближнего зарубежья.

 

анализ рынка сыра

 

«Молочный Альянс». Компания была основана в 2000 году, а в 2006 году преобразована в холдинг. В год компания производит более 21 тыс. тонн сыра.

«Молочный Альянс» выпускает твердые сыры под торговыми марками:

  • «Пирятинъ»;
  • «Славия».

В 2016 году, компания «Молочный Альянс» начала пробный экспорт молочной продукции в Болгарию. В том числе сыры торговых марок «Славия» и «Пирятинъ».

 

Milkiland. Компания была основана в 1994 году. Компания объединяет восточноевропейские предприятия молочной промышленности. Выпускает сыры под торговыми марками:

  • «Добряна»;
  • Latter и т.д.

Компания Milkiland экспортирует свою продукцию более чем в 30 стран мира.

 

Компания «Клуб сыра» основана в 2003 году. Входит в состав топливно-промышленной группы «Континиум». Маслосырзавод находится в г. Канев. Твердый сыр – главный продукт предприятия.

В апреле 2016 года Европейская комиссия включила компанию в список утвержденных экспортеров в ЕС. «Клуб сыра» планирует выйти на рынки Польши, Румынии и Болгарии.

 

Анализ рынка сыра

 

Тенденции в дизайне упаковки сыра

 

  1. Внимание на главном. Девиз современности: чем проще – тем лучше. Обилие деталей на упаковке отвлекает потребителей. Дизайн упаковки сыра должен с первого взгляда раскрывать основные свойства и преимущества продукта.
  2.  Крафтовые материалы. У многих людей крафтовая упаковка ассоциируется с домашними продуктами, а значит – отождествляется со свежими и вкусными продуктами. Поэтому производители активно используют крафт в дизайне упаковки сыра.
  3. Природные мотивы. Использование в дизайне упаковки сыра растительных мотивов и изображений животных не теряет популярность. Они призваны подчеркнуть натуральность продукта.

 

В нашем портфолио можно посмотреть пример дизайна упаковки сыра.

 

Прочитать больше про дизайн молочных продуктов можно в нашей статье.

 

Эффектный дизайн упаковки способен выделить товар и привлечь внимание потребителя. Подчеркните свою уникальность вместе с брендинговым агентством KOLORO!

 

Дизайн упаковки сыра

Дизайн упаковки сыра Глобино - брендинговое агентство KOLORO

 

Рынок сыра в Украине: прогноз

 

В связи с падением курса гривны, Украину ожидает увеличение цен на молочные продукты. Олег Волошин (председатель правления «Дубномолоко») предполагает, что в 2017 году цены на базовые сыры достигнут 150-170 грн. за кг.

 

Анализ рынка сыра в Украине показывает, что страну ожидает перепроизводство этого продукта. Сыр экспортируется в недостаточно больших объемах.

 

Украина способна повысить экспорт сыра, если сможет увеличить свое присутствие на рынке Востока. Богдан Шаповал (председатель совета по вопросам экспорта продовольствия) считает, что египетский рынок один из самых перспективных для украинских сыроделов. Египет оставляет себе часть импортированного сыра, а остальное реэкспортирует в другие страны. Поэтому выход на рынок Египта может открыть для украинских производителей и другие африканские страны: Эфиопию, Сомали, Судан. Арабский рынок способен компенсировать украинским сыроделам до 50% утраченного российского рынка.

 

На производство сыра влияет сильная конкуренция на внешних рынках. Зарубежом уже есть свои производители, привычные для местного населения. Поэтому отечественным производителям будет трудно занять значительные позиции на рынке ЕС.

 

Помочь продвижению отечественной продукции способна активная рекламная кампания украинских сырных продуктов за рубежом. Например, «Дубномолоко» (ТМ «КОМО») выпускает рекламные ролики в Казахстане для ознакомления населения с их продукцией. Благодаря этому ожидается значительный рост продаж сыра компании.

 

Анализ рынка сыра

 

Исследование рынка сыра: итоги

 

  1. С 2014 года в стране наблюдается активное падение производства сыра, его импорта и экспорта.
  2. Украинские производители сыра активно ищут новые рынки сбыта. Для экспорта перспективными являются восточные страны.
  3. Большинство украинских сортов сыра не пользуются успехом зарубежом. Чтобы увеличить экспорт украинским сыроделам необходимо пересмотреть свой ассортимент. Нужно производить востребованную за рубежом продукцию.
  4. Усилить конкурентоспособность сырных компаний способны сыры собственных рецептов.

 

Станьте лидером рынка вместе с брендинговым агентством KOLORO!

 

Контактная информация:

 

+38 (044) 223 51 20

info@koloro.ua

 

Фото Анна Сергиенко
Подготовил Анна Сергиенко Копирайтер
8.1 10 11

Понравилась статья?

Проголосовало: 11, оценка: 8.1 из 10

comments powered by HyperComments

Присоединяйся к нам в соцсетях

ßíäåêñ.Ìåòðèêà

Запрос на бесплатную консультацию

Отправив запрос, вы получаете:

  • Письмо или звонок от нашего менеджера
  • Оценку стоимости проекта
  • Личную встречу, при необходимости
  • Конфедициальность гарантирована!

Заказать обратный звонок

Ваше имя Ваш номер телефона Удобное время звонка
action="https://api.unisender.com/ru/subscribe?hash=5qxekwn84noxrtxahttk366ammzq79y4do97317e" name="subscribtion_form" onsubmit="return us_.onSubmit(this);" us_mode="embed">

присоеденяйтесь к подписчикам:

присоеденяйтесь к подписчикам:

Спасибо!
Получайте дайджест
практических советов
от опытных специалистов
маркетинга и брендинга!