Минеральная вода – вода, обогащенная минеральными веществами природного состава, добываемая из подземных источников, оказывающая лечебное действие на человеческий организм.
Украина славится своими запасами минеральных вод.Для рынка минералки в Украине характерно стремительное развитие, несмотря на кризисные явления в экономике страны.Данный рынок весьма привлекателен для инвесторов, но и уровень конкуренции здесь предельно высокий.
Спрос и потребление
В целом спрос на минеральную воду имеет сезонный характер. Наибольший спрос на продукцию рынка минералки, в частности на газированные и столовые воды, наблюдается в период с мая по октябрь. Лечебные, а также лечебно-столовые воды менее подвержены сезонным колебаниям спроса.
За последние годы (2013-2014 гг.) наблюдается снижение спроса на сильногазированную воду, в среднем на 5-7%, и рост уровня потребления негазированных или слабогазированных.
Касательно объемов потребления, то самыми популярными в жаркий период времени остаются емкости 0,5-0,7 л, в категории газированных популярной остается бутилированная вода в объеме 1,5 л, негазированная вода предпочтительно приобретается потребителями в объеме 5-6 л.
Ежегодно один украинский потребитель потребляет 39,2 л минеральной воды (как газированной, так и негазированной). В зависимости от вида упаковки, то здесь предпочтение отечественный потребитель отдает пластиковой таре, нежели стеклянной. Кроме того, одним из влиятельных факторов на выбор потребителя остается дизайн воды – форма бутылки и дизайн этикетки.
Структура рынка и основные производители
Производство минеральной воды в 2014 г. составили 125,6 млн дал. Из них доля производства газированных вод составила 68%, доля негазированной - соответственно составила 32%, что на 5,2% больше, нежели в 2013 г.
Структура рынка минеральных вод, в долях (%)
Рынок минеральной воды в Украине имеет свои особенности. В основном отечественные потребители лояльны к продукции украинских производителей, которые предлагают широкий ассортимент в рознице, хорошего качества и по доступной цене.
Основными производителями на рынке являются:
- IDS Group Ukraine («Моршинская», «Аляска», «Миргородская», «Боржоми», «Трускавецкая»);
- Coca-Cola (ТМ Bon Aqua);
- «Оболонь» («Прозора», «Оболонська»,);
- «Росинка» (ТМ «София Киевская»);
- «Эрлан» (ТМ «Два Океана», «Биола», «Калипсо», «Знаменовская»).
Рынок минеральной воды в Украине – Доли рынка главных производителей, (%)
Более 60% всей продукции рынка минеральной воды производят 5 крупнейших производителей - IDS Group Ukraine, Coca-Cola, Оболонь, росинка, Эрлан.
Потребительские предпочтения по торговым маркам минеральной воды, (%)
Тройку лидеров среди торговых марок занимают бренды компании IDS Group Ukraine – ТМ Моршинская (20%), Боржоми (15,4%), Миргородская (8,2%). Далее следуют такие торговые марки как Evian (7,3%), Perrier (5,5%), Поляна Квасова (4,7%), Ессентуки (3,8%), Трускавецкая (3,7%), София Киевская (3,1%).
Общие тенденции рынка минеральных вод
Производство минеральной воды в Украине уже несколько лет остается практически на одном уровне, ежегодный прирост производства составляет 0,2-0,3%. За 2014 г. было произведено 125,6 млн дал. По прогнозам экспертов с 2015 по 2017 гг. тенденция роста производства сохраниться и составит: 2015 г. – 125,8 млн дал., 2016 г.- 126,2 млн дал., 2017 г. - 126,6 млн дал.
Прогноз производства минеральных вод в Украине:
Экспорт и импорт минеральных вод в Украине. Экспорт минеральных вод в 4 раза ниже показателя импорта. В последние 3 года (с 2012 по 2014 гг.) сохраняется тенденция снижения объема экспорта. Одним из главных украинских экспортеров является компания IDS Group, 80% экспортированной продукции составляет торговые марки именно этой компании.
Основные импортеры рынка минеральных вод Украины - это такие страны как Грузия, Россия (лечебно-профилактические минеральные воды), США, Молдавия, Польша. А также Италия, Франция (столовые), Швейцария, Канада и др. Объемы импорта в Украину ежегодно возрастают.
- Потенциал рынка. Все большее число украинцев в последние годы заботятся о своем здоровье и стремятся к потреблению качественных и полезных для здоровья продуктов, в том числе и питьевую воду. В связи, с чем ежегодно возрастает уровень потребления вод в бутылках.
- Емкость рынка. Более чем 77% украинцев потребляют бутилированную минеральную воду. По словам экспертов, ежегодный рост уровня потребления будет составлять 15-20%, в отсутствии кризисных явлений в экономики страны и «обвального» снижения доходов граждан.
- Высокая прибыльность. Объем внутреннего рынка минеральных вод Украины оценен сегодня в 1 млрд. долларов. Что касается рентабельности рынка, то эксперты отмечают показатель в 30%.
Резюме
Рынок минеральной воды Украины - быстро растущий и перспективный. В первую очередь, это связанно с невысоким качеством вод из-под кранов и популярностью тенденции здорового питания и образа жизни. Ежегодный уровень потребления минералки составляет 39,2 л на одного человека. Наибольшим спросом пользуется бутилированная вода, емкостью 0,5-0,7 л и 1,5 л в пластиковой таре. В последние годы наблюдается снижение уровня спроса на газированные воды, и повышение спроса на негазированные и слабогазированные.
Основными производителями на рынке являются такие компании как IDS Group Ukraine, Coca-Cola, Оболонь, Росинка, Эрлан, эти компании производят более 60% всей продукции в стране.
Жесткая конкуренция и высокая перспективность рынка заставляют производителей активно действовать, основным оружием конкурентной борьбы остается – дизайн воды, дизайн бутылки и этикетки.
Если вам необходима профессиональная помощь в разработке дизайна минеральной воды по доступным ценам – брендинговое агентство KOLORO к вашим услугам.
Ознакомится с маркетинговым исследованием рынка минеральных вод Украины за 2012-2013 гг. вы можете в нашем блоге.