Анализ рынка круп

Анализ рынка круп

Категория: Исследования

19 / 04 / 2018

1812 просмотров

12 4.3333333333333 5

Исследование рынка круп 2017

Анализ рынка круп в Украине начинается с несколько парадоксального наблюдения: потребление муки и крупы падает, а производство постепенно увеличивается. Комбинаты модернизируют имеющееся оборудование и строят новые цеха, наращивая темпы. Это объясняется увеличением экспорта круп и муки зарубеж.

Украинские компании в 2017 году начали отправлять свою продукцию за границу — например, «Агропродсервис» экспортировала продукцию в Венгрию и Польшу. Отечественная продукция занимала более 99% на рынке потребления круп, а импорт составил менее 0.9%.

Украинцы в основном потребляют следующие виды круп:

  • горох;
  • гречневая;
  • кукурузная;
  • манная;
  • овсяная;
  • перловая;
  • пшеничная;
  • рисовая;
  • ячневая.

Гречневая крупа — среди фаворитов, в год украинцы съедают до 180 000 тонн, однако ее производство падает, хотя и незначительными темпами. Причиной тому низкая рентабельность и девальвация национальной валюты. Тем не менее, Украина по-прежнему экспортирует много гречки и остается в тройке лидеров-экспортеров.

Читайте также: «Анализ рынка фасованных круп в Украине»

Средние цены на основные крупы в 2017 году менялись в зависимости от вида. Пшеничная крупа выросла с 8 182 до 11 136 грн за тонну. Гречневая подешевела с 22 345 до 15 014 грн за тонну (здесь и далее всестатистические данные взяты из отчетов Госстата и Государственной Фискальной службы)

Средние цены на основные крупы в 2017 году

Интересно, как менялись цены с 2013 по 2017 года. Пшенная крупа — одна из самых дешевых, гречневая — одна из самых дорогих. Эти два продукта учитываются в средних ценах на официальном сайте Госстата, показывая сегментацию рынка (цены указаны в гривнах за тонну).

Как менялись цены с 2013 по 2017 года

Как менялись цены с 2013 по 2017 года

Рынок круп 2017: производство

В целом за 2017 год производители выдали 206 758 тонн крупы и готовых продуктов на основе круп. Из них чистых круп — 148 040 тонн, готовых продуктов (таких, как мюсли) — 58 718 тонн. Производство круп за 2017 год по сравнению с 2016 годом в среднем выросло на 2.6%, благодаря росту выработки овсянки, гречки и крупы других видов. Выпуск овсянки вырос на более чем 52%. Остальные виды круп испытывают спад, как показано в таблице ниже.

Рынок круп 2017

Сложно провести сравнение с предыдущими годами, поскольку за каждый период немного менялись статьи, отображаемые в государственной статистике. Однако известно, что в 2015 году было произведено 281 269 тонн муки и круп плюс 21 058 тонн готовых продуктов из различных круп. Чистой крупы учтено 42 294 тонн.

Объем реализованной продукции по сравнению с предыдущими годами значительно вырос — на 80% по сравнению с 2014 годом. Больше всего выросло производство в Одессе, Днепропетровске, Чернигове и Тернополе. Снижение объемов произошло в Херсоне, Черкассах, Сумах, Харькове.

Объем реализованной продукции по сравнению с предыдущими годами

Индекс промышленной деятельности показывает, как меняется объем производства. Он считается, как отношение текущего объема производства в денежном выражении к объему промышленного производства в предыдущем году. В денежном выражении производство круп в Украине снизилось — см. в таблице ниже.

Индекс промышленной деятельности

Производство круп по областям

Украинский рынок круп: портрет потребителя

Крупы — универсальный продукт, который покупают потребители практически каждого сегмента рынка. Целевая аудитория круп варьируется от мам с маленькими детьми до пенсионеров. Основные — это рисовая и гречневая крупы, именно они шире всего представлены на полках магазинов. Среди других сыпучих продуктов гораздо меньше брендов.

Украинцы съедают примерно 5 кг риса и 3,5 кг гречки в год. Более половины покупаемой крупы уходит на приготовление гарниров. Это сравнительно дешевый продукт, входящий в основную потребительскую корзину, и его в основном закупают впрок.

Закажите кабинетное маркетинговое исследование в брендинговом агентстве KOLORO, чтобы лучше узнать вашего клиента!

У круп очень низкий уровень лояльности к бренду: потребителям не важна марка, они легко переключаются с одного производителя на другого. Бренды здесь в основном нужны для узнавания продукта. Покупателю не просто предлагают продукт, но проявляют внимание к нему, вкладывают усилия в то, чтобы он взял именно этот товар.

В случае с рисом различия в брендировании обоснованы — существует множество видов риса, от самых дешевых до премиальных басмати и жасмина. Другие же крупы, в принципе, имеют схожее качество и выигрывают лишь за счет «внимания к потребителю».

Срез украинского рынка круп: крупнейшие производители

Крупнейшие производители круп в Украине — это:

  • Cereal Ukraine;
  • Терра;
  • Шевченковский завод;
  • ООО «Надія»;
  • Альтера.

Срез украинского рынка круп: крупнейшие производители

Cereal Planet Ukraine — один из крупнейших производителей, держит 10% рынка круп в Украине. В его портфеле бренды: «Олимп», «Булгур», «Майфайна», «Ридлана», «Златокосиця». Холдинг основан в 2012 году, а сама компания Cereal Ukraine появилась в 2013 году после слияния АЧФ «Ранок», ООО «Олимп», ООО «Сельхозкорм». Все три компании работали на рынке круп с середины девяностых годов. У Cereal Planet Ukraine 8 линий для выпуска: гречки, овсянки, булгура, пшенной, ячневой и других круп, а также зерновых хлопьев. В месяц компания производит до 5 000 тонн круп.

Терра выпускает бренды: «Терра», «Здоровое питание», «Терра-Геркулес», «Золотое руно». Компания работает с 1998 года и сегодня выпускает крупы, хлопья и каши быстрого приготовления.

Cereal Planet Ukraine

ООО «Шевченковский завод продтоваров» с 2001 года выпускает крупы, хлопья, муку, мюсли. Заводы располагаются в селе Шевченково, а главный офис — в Киеве. Основные бренды: «Попробуй», «EveryDay», «Смак Італії». Компания экспортирует крупы в Израиль, Великобританию и еще 5 стран.

ООО «Надія» производит крупы и хлопья с 2001 года. Основная торговая марка — Holm’s. В месяц компания способна выпускать до 3 000 тонн круп и до 1 000 тонн хлопьев.

ООО «Надія»

«Альтера» или «Альтера Ацтека Миллинг Украина» с 2010 года входит в группу компаний «Грума», крупного производителя кукурузной муки и продуктов из нее. Само же предприятие основано в 1995 году. В год компания производит более 120 000 тонн и часть экспортирует в 10 стран за границей.

Крупные бренды круп

Кроме описанных выше компаний и брендов, на украинском рынке есть и другие крупные бренды круп:

  • Art Foods;
  • «Август»;
  • «Макфа»;
  • «Народна»;
  • «Сто пудов»;
  • «Такіда»;
  • «Фуршет»;
  • «Хуторок».

Art Foods — выпускается компанией «ГАЛА ФУДЗ», работающей с 2015 года. Фирма специализируется на рисе и гречневой крупе. Кроме упомянутого бренда, в их ассортименте есть линейки круп для разных ценовых сегментов рынка «Pere» и «Такі Справи».

Art Foods

«Август» — продукция компании ТОВ “Август-Кий”, которая занимается производством круп, муки, сахара. Компания начала работать в 1996 году.

Компания «Макфа» выпускает продукцию под названием ТМ «Makfa» и специализируется на макаронах и муке. Однако в ее ассортименте много и круп. Это российский бренд, широко представленный на украинском рынке.

«Народна» и «Фуршет» — торговые марки сети «Фуршет». Первый бренд продается по низким ценам для бюджетного сегмента рынка, а вторая — чуть повыше качеством и ценой. Компания «Фуршет» не производит сама, а сотрудничает с производителями и фасует крупы под своим именем.

Читайте также: «Разработка собственной торговой марки для ритейлеров»

Торговая марка «Сто пудов» принадлежит компании «Вариатор», которая также выпускает плодоовощные консервы под брендом «Огонек» и молочные продукты — «Вершок». Харьковская компания работает уже более 15 лет по той же модели, что и «Фуршет»: договаривается с поставщиками, получает у них крупы, затем хранит, фасует и распространяет под своим брендом.

Торговая марка «Сто пудов»

«Такіда» выпускается ЧП «Компания Энерджи». Под брендом поставляется 33 различных наименования: крупы, мука, сахар, бобовые. Компания договаривается с производителями сельскохозяйственных товаров и распространяет их под названной маркой.

«Хуторок» — бренд компании «Рідний продукт», входящей в группу Ukrainian Food Company (UFC). Комплекс основан в 1998 году и сейчас выпускает также под марками «Хуторок Панський», «Золотий врожай», La Pasta per primi, Pasta Letta.

Почему именно эти бренды популярны? Мы знаем, почему. Закажите создание бренда в брендинговом агентстве KOLORO!

«Хуторок» — бренд компании «Рідний продукт»

Импорт и экспорт круп

Основные регионы сбыта украинских круп — Азия и Африка. Экспорт в течение 2017 года вырос по сравнению с 2016 годом на 26%. Хотя если сравнивать с 2014 годом, величина экспорта снизилась на 24%.

Экспорт круп в течение 2017 года

Основные страны экспорта:

  • Израиль;
  • Молдова;
  • Нидерланды;
  • Беларусь;
  • Египет;
  • Германия.

Основная статья экспорта, по которой наблюдался прирост — кукурузная крупа. Больше всех ее закупали Египет и Израиль. Появились также новые покупатели: Малайзия и Саудовская Аравия. Крупнейшим импортером украинских круп в целом стала Польша — закупки выросли до 1.7 тыс тонн, на 183%. Германия же стала закупать намного меньше, хотя годом ранее она выступала основным потребителем.

Импорт меняется по тому же принципу, что экспорт, и по сравнению с 2016 годом ввоз круп в Украину возрос на 33%. По сравнению с 2014 годом импорт меньше на 30%.

Импорт круп в течение 2017 года

Импорт увеличился в основном благодаря ввозу гречихи. За счет этого и снизились цены на нее в течение 2017 года. Большая часть (82%) была завезена из России, а остальное привезли из Казахстана.

Рынок круп в Украине в 2017-м году: ценовая сегментация

Основные потребительские тренды — покупка круп в пакетиках для быстрой варки и каш мгновенного приготовления. В ассортименте всех крупных производителей обязательно есть такие продукты.

Ценовая сегментация на рынке круп следующая:

  • весовая — безымянная крупа, продаваемая в оптовой таре (25-50 кг) либо расфасованная ритейлерами (бренды «Народна» и «Фуршет»);
  • фасованная — очищенная крупа, расфасованная в упаковку для розницы, на упаковке указывается производитель и бренд;
  • с добавленной стоимостью — крупы в пакетиках, с добавками или хлопья, все продукты проходят дополнительную очистку и обработку, за счет чего растет цена.

Тенденции в дизайне упаковки круп

Большинство фасованных круп поставляется в упаковке двух видов: картонной коробке с порционными пакетиками (около 400 грамм) и обычном целлофановом пакете весом около 800 грамм. Примеры такой упаковки видны на картинках в подразделе «Крупные бренды».

Тенденции в дизайне упаковки круп

Порционные пакеты позволяют сэкономить время на очистке и варке крупы. К тому же в одном таком мешочке содержится уже отмеренное количество крупы, что удобно потребителю.

Целлофановый пакет весом 700-800 грамм стоит дешевле, но это не обязательно синоним бюджетной крупы. Art Foods, например, продает в таких упаковках дорогой рис жасмин и басмати.

Еще один вариант — отдельные порционные пакеты с крупами. Чаще всего в них продается овсяная каша с фруктами и другими добавками. Такая каша удобна для мам с маленькими детьми и для тех, кто привык начинать утро с овсянки, но не хочет возиться с ее варкой.

Читайте также: «Упаковка для каш и продуктов быстрого приготовления»

Отдельные порционные пакеты с крупами

Рынок круп в Украине в 2017-м году: законодательство

В 2017 году украинские законодатели ввели лишь одно, но значимое изменение в юридической базе рынка круп. В июле начал действовать закон об отмене госрегулирования на продовольственные товары. Главной целью было снизить давление на бизнес и развитие конкуренции.

Отменили регулирование цен касательно торговых добавок не выше 15% к оптовой цене поставщика. Теперь цены на муку, хлеб, макароны, крупы — итого 15 групп товаров — не сдерживаются законом.

Также производителям не нужно декларировать оптовые цены на гречневую крупу, наряду с еще 12 категориями товаров. Отменили предельные уровни на рентабельность выпуска муки, хлеба, детского питания.

Заключение: ситуация потребления круп

В целом рынок круп продолжает стабильно развиваться. Производство внутри страны падает незначительно, что может быть связано с погодными условиями и несовершенным законодательством. Быстрыми темпами наращивается экспорт и импорт крупы. Основная масса украинского экспорта круп идет в Азию и Африку. Эксперты считают, что такая же тенденция сохранится и в будущем.

Управляйте брендом с брендинговым агентством KOLORO! Закажите у нас создание бренда.

Контактная информация:

hi@koloro.ua

+38 (044) 223 51 20

Подготовил:

Александра Полторацкая

Маркетолог

12 голосов

Понравилась статья?
Оставьте свой голос :-)
comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Бесплатная консультация. Звоните

Игорь Ямчук

Игорь Ямчук

Менеджер проектов

+38 (044) 223 51 20

+38 (099 ) 602 02 18

yamchuk@koloro.ua

Павел Пивовар

Павел Пивовар

Менеджер проектов

+38 (044) 223 51 20

+38 (099) 600 22 14

pyvovar@koloro.ua

Игорь Гема

Игорь Гема

Директор

+38 (099) 618 87 50

+7 (910) 479 24 20

gema@koloro.ua

сделать запрос
up-btn

Расскажите нам о своем проекте

Получите консультацию уже сейчас!

Спасибо за ваше сообщение!

КОНТАКТЫ

понравились наши статьи?

наши новости понравятся тоже !