Анализ рынка чая Украины (2014)

Анализ рынка чая Украины (2014)

Категория: Исследования

02 / 06 / 2015

10894 просмотров

35 4.4285714285714 5

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,Чай - один из наиболее популярных напитков в Украине. Не смотря на то, что он появился только в XVII веке, сегодня сложно представить нашу жизньбез чая. Ежедневно миллионы украинцев потребляют этот тонизирующий напиток, отдавая свое предпочтение той или иной торговой марке. Мы решили проанализировать структуру рынка чая, выявить основные предпочтения украинцев, и очертить тенденции и прогнозы чайного рынка.

Структура исследования

  1. Виды чая на украинском рынке
  2. Уровень и структура потребления чая украинским потребителем
  3. Факторы выбора товара. Частота покупки чая
  4. Основные игроки рынка чая в Украине. Структура поставок чая
  5. Ценовые сегменты рынка
  6. Структура каналов продаж
  7. Предпочтения потребителей по упаковке
  8. Общие тенденции рынка, прогнозы

Виды чаяна украинском рынке

На украинском рынке представлены следующие виды чая:

1. В зависимости от типа чайного листа и его размеров:

  • высокосортный чай или крупнолистовой;
  • среднесортный или ломанный (со средним размером чайного листа);
  • низкосортный чай – крошка или вывеска.

2. По происхождению выделяют:

  • китайский;
  • индийский;
  • японский;
  • цейлонский;
  • африканский;
  • турецкий и др.

3. В зависимости от фасовки:

  • чай в картонной коробке с внутренней упаковкой из фольги, полиэтилена или бумаги;
  • в картонной коробке пакетированный (в чайных пакетах из полипропиленовой или полиэтиленовой пленки);
  • в бумажной упаковке (как правило, развесной чай);
  • в жестяной банке;
  • в стеклянной таре.

4. В зависимости от сорта:

  • черный чай;
  • зеленый;
  • с фруктовыми и другими добавками (мята, мелисса и т.д.);
  • травяной чай;
  • ароматизированный;специализированный.

Структура потребления чая украинцами

  1. Ежегодно украинский потребитель употребляет 500-600 граммов чая, такой показатель сохранятся неизменным на протяжении нескольких лет (2012-2014 гг.).
  2. Сезонность спроса на чай особенно выражена в холодные сезоны года – зима/осень, спрос на продукт вырастает в среднем на 15-20%.
  3. Ежегодная емкость отечественного рынка чая оценивается в 22-24 тыс. тонн., однако в связи с девальвацией национальной валюты в 2014 г., данный показатель снизился до отметки 20 тыс. тонн.

Структура потребления чая в зависимости от сорта, в долях, 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Украинский потребительпредпочитает черные и зеленыесорта чая, доля этих сортов в структуре потребления остается неизменно высокой --65% и 17% соответственно. В связи с ростом ценна украинском рынке в среднем на 15-20% на все сорта чая, за 2014 г. значительно увеличилась доля потребления травяных чаев – 9%. Это связано со вкусовой схожестью травяных чаев с черными сортами, высоким качеством продукции, а также более низкой стоимостью травяного чая в сравнении с черным.

Структура потребления чая в зависимости от сорта, в тоннах, 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Структура потребления чая в зависимости от сорта, в тоннах, 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Структура потребления чая в зависимости от фасовки, в тоннах, 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

В зависимости от фасовки продукта, украинский потребитель склонен выбирать более удобные способы потребления – пакетированный чай (48,5% от общего потребления) и листовой чай в картонной упаковке (28%). Также набирает популярность развесной чай, расфасованный в бумажную упаковку – 17%.

Структура потребления чая по регионам Украины:

  1. Лидирует по потреблению чая в Украине – г. Киев и Киевская обл.
  2. Далее идут такие области как Харьковская, Одесская, Днепропетровская, с практически одинаковой долей потребления

Частота потребления чая

Основные факторы выбора чая среди украинских потребителей(в порядке убывания значимости фактора для потребителя):

  1. Вкусовые свойства и качество продукции;
  2. Цена;
  3. Страна производитель;
  4. Известность торговой марки;
  5. Упаковка;
  6. Реклама.

Частота покупки чая, в долях (%), 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Украинцы стабильно приобретаютчай более одного раза в месяц – 40%, и один раз в месяц – 32%. Прежде всего, это связано с национальными традициями чаепития многих поколений. Чай - один из наиболее популярных напитков в Украине.

Объемы покупок, 2014 г.

По объему последней покупкина украинском рынке можно проследить следующую тенденцию:

Наиболее популярными объемами покупки чая являются: 250 грамм – 36% потребителей, 100 грамм – 30% потребителей.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Лидеры рынка чая в Украине. Структура поставок чая

До начала 2014 г. на украинском чайном рынке насчитывалось около 130-140 торговых марок. Всвязи с девальвацией гривны и кризисным положением в стране, за последний год их число сократилось на 1/3, врезультате повышения цен на чай и низкой конкурентоспособности ТМ.

Последние несколько лет(2009-2014 гг.) на рынке чая Украины лидирует пятерка производителей:

  • Компания «Пирамида» (ТМ Grace!, AhmadTea, ТЕТ);
  • Unilever (Lipton, BrookBond, «Беседа»);
  • «Орими-Трейд» (Tess, Greenfield, «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»);
  • «Май Украина» (Curtis, «Лисма», «Майский»);
  • «СолоМия» (Askold, «Домашний чай», Batik).

Эти компаниизанимают более 70% рынка (в натуральном выражении), и около 75% - в денежном.

Структура рынка по торговым маркам, в долях (%), 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Структура рынка по торговым маркам, в тоннах, 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Наиболее конкурентоспособными торговыми марками на сегодняшний день остаются ТМ Greenfield (21%), Lipton (16%), и AhmadTea (13%).

Структура поставок чая в Украину

Чайный рынок Украины является полностью зависимым от импорта.Структура поставок чая в Украину имеет следующий вид:

  1. Цейлонский чай – 50%;
  2. Индийский – 15%;
  3. Кенийский чай – 15%;
  4. Китайский – 10%;
  5. Другие страны – 10%.

Структура поставок чая в Украину, в долях (%), 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

В последнее время увеличивается также доля чаев более дешевых сортов из Африки и Азии.

Доля украинского экспорта составляет около 1% от объема импорта чая. Импортируют чай из Украины в такие страныкак Молдова, Белоруссия и Россия.

Ценовые сегменты рынка

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Econom. Ценовая категорияпакетированного (60%) и листового чая, фасованного в пачки. В качестве упаковки используется картонная, бумажная, и полимерная тара. Минимальное количество чая по доступным ценам – 30-50 граммили не более 25 пакетов.

Low. Сегмент пакетированного (51%) и листового чая (35%). Упаковка – картонная или бумажная. Сегментс самым высоким уровнем конкуренции, ежегодно в нем появляется более 20 новых ТМ.

Medium. Ценовая категория с долей пакетированного чая – 36%, листового чая – 32%. В качестве тары используется картонная, бумажная, жестяная упаковка. Сегмент воспринимается потребителем как оптимальный вариант «цена-качество», в этой категории есть устоявшиеся лидеры.

High. Доля листового чая в данном сегменте – 45%, пакетированного – 41%. Используется картонная и жестяная упаковка, и в 10% случаев – специфическая упаковка. В сегменте представлен качественный продуктс дополнительной ценностью, например, полезность, эксклюзивность, традиционность и т.д. 1/3 всей продукции реализуется через канал HoReCa, и 20% продукции – через специализированные магазины.

Premium. Сегмент в основном листового чая (68%) в картонной и жестяной упаковке, а также эксклюзивной упаковке. Наиболее дорогостоящая категория товаров, часто продукт данной категории выступает предметом коллекционирования и подчеркивает высокое положение обладателя.

Распределение между ценовыми сегментами рынка чая Украины (%), 2014 г.(в рамках розничных цен)

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Эта диаграмма не учитывает сегмент развесного чая, поскольку цена на этот вид чая устанавливается в формате килограмма, и его реализация осуществляется в трудноизмеримых для исследования каналах распределения.

Структура каналов продаж

Основные типы каналов распределения на рынке чая Украины:

Оптовые

  • Регулярный (независимый) оптовик
  • Дилер
  • С-С оптовик
  • Джоббер
  • Агент производителя
  • Комиссионный купец

Розничные

  • Магазины самообслуживания: гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, минимаркет
  • Магазины без самообслуживания: универмаг, гастроном, павильоны, магазины в зданиях, уличные палатки, HoReCa

Распределение продаж чая в оптовом канале продаж в Украине, 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Доли разных игроков в оптовом канале продаж постоянно меняются. В 2014 г. наибольшую рыночную силу имели производители, регулярные оптовики, и дилеры. Также набирают силы С-С оптовики.

Распределение продаж чая в розничном канале продаж в Украине, 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Упаковка чая: предпочтения потребителей

Предпочтения потребителей по различным видам упаковки чая в 2014 г.

чай, виды чая, частота покупки, ценовые сегменты рынка, предпочтения потребителей, прогнозы, тенденции рынка,

Ключевойвидупаковки в последние годы (2009-2014) - картонная упаковка. В первую очередь, это связано с низкой стоимостью и широкими возможностями к быстрым изменениям. Также спросом пользуются такие упаковки, как блистерная, твист и др.

Прогноз на 2015 год

  • В связи с кризисным положением в стране иростом цен, прогнозируется снижение покупательской способности населения.
  • Украинцы все больше будут отдавать предпочтение классическому черному и зеленомучаю. Все большим спросом будут пользоватьсятравяные чаи, в связи хорошим качеством продукции и низкой ценой.
  • В 2015 годузначительно сократятся показателиэкспортаи импорта чайной продукции, в среднем на 20-25%.

Контактная информация:

hi@koloro.ua

+38 (044) 223 51 20

Подготовил:

Анна Даценко

Маркетолог

35 голосов

Понравилась статья?
Оставьте свой голос :-)
comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Бесплатная консультация. Звоните

Игорь Ямчук

Игорь Ямчук

Менеджер проектов

+38 (044) 223 51 20

+38 (099 ) 602 02 18

yamchuk@koloro.ua

Павел Пивовар

Павел Пивовар

Менеджер проектов

+38 (044) 223 51 20

+38 (099) 600 22 14

pyvovar@koloro.ua

Игорь Гема

Игорь Гема

Директор

+38 (099) 618 87 50

+7 (910) 479 24 20

gema@koloro.ua

сделать запрос
up-btn

Расскажите нам о своем проекте

Получите консультацию уже сейчас!

Спасибо за ваше сообщение!

КОНТАКТЫ

понравились наши статьи?

наши новости понравятся тоже !