Последние геополитические и экономические события негативно влияют на развитие всех отраслей хозяйства. Не исключение и рынок детских товаров. Демографические данные также неутешительны: уменьшилось не только количество жителей страны, но и снизилась рождаемость:
Рынок детских товаров: сколько длится детство
Детство — самый лучший период практически каждого человека, которого любят и окружают своей заботой родители. Детки не переживают о горе немытой посуды или о грязных вещах, о том, что босоножки малы, о том, что вредно или полезно для здоровья.
Современных детей интересуют новинки в мире гаджетов, интересные высокотехнологические или механические игрушки, их завораживает все то, что ярко и необычно, что сладко или кисло, им интересно все новое и неизведанное.
Родители, в свою очередь, пытаются всячески потакать детским желаниям и не забывают облегчать себе быть, приобретая:
- стерилизатор или накопитель подгузников, которыми многие родители не пользуются;
- ходунки, за которые ортопеды по голове не погладят;
- умные столики или манеж, когда родители очень заняты, хотя манежи не пользуются популярностью у большинства детей;
- одежду, как на взрослого, из которой ребенок через месяц вырастет, но «оно же круто выглядит»;
- готовые пюрешки, которыми не стоит заменять домашнюю пищу, поскольку у ребенка могут быть проблемы с пищеварением, в том числе и дисбактериоз.
В Украине проживает приблизительно 7,6 млн детей в возрасте от 0 до 16 лет. Каждый день рождается около 700 детей, которые нуждаются в элементарных детских принадлежностях, удовлетворяющих потребность в еде, одежде, сне и чистоте. С трехлетнего возраста — это целевая аудитория рекламы детских товаров. Реклама в этом возрасте оказывает нужное воздействие на ребенка, который влияет на родителя с желанием «нукупи».
Также вкусовые предпочтения сохраняются долго. Практика показывает, что «вкус детства» мы помним всю жизнь — то, что мы полюбили в нежном возрасте (фирмы, кафе, продукты) остается по вкусу и в более зрелые годы.
Родители, желающие дать своему чаду то, что оно хочет, — лучшие защитники производителей детских товаров и услуг от ударов экономического характера.
Анализ рынка детских товаров покажет, что происходит на рынке в 2017 году.
Обзор рынка детского питания
На питание малышам родители ежегодно тратят не одну тысячу гривен. Согласно украинскому законодательству, детским считается питание для детей от рождения и до 3 лет. Само производство контролируется чиновниками. Так, например, молочная продукция для детей может изготовляться из сырья, произведенного в специальных сырьевых зонах, а фруктово-овощные пюре производятся по 24 стандартам качества. Питание для детей делиться по категориям:
Не менее высокие требования и к упаковке для продуктов детям: наличие персонажа из мультика и слова детский не значит, что продукт можно давать детям. На упаковке в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:
На детское питание приходится основная часть расходов молодых родителей. Но украинские родители в 4 раза меньше тратят на питательные смеси, чем родители из Европы. Хотя продукты питания, произведенные в Украине составляют только 20%, а остальное — импорт из таких стран:
Фруктово-овощные пюре предназначены для детей с 4-х месяцев и могут состоять из таких фруктов, овощей или их сочетаний: яблоко, слива, груша, яблоко-морковь-айва, манго, морковь-тыква-яблоко, цветная капуста, яблоко-клубника-слива и многие другие. Основные производители:
- Bebivita (Венгрия);
- Humana (Германия);
- Gerber (Польша);
- Hipp (Венгрия);
- Semper (Швеция);
- Кроха (Беларусь);
- Спеленок (Россия);
- Hame (Чехия);
- Чудо-чадо (Украина);
- Карапуз (Украина);
- Milupa (Германия);
- Babydream (Германия);
- Малятко (Украина).
Хотя консервы — не лучший вариант питания для детей, тем не менее, на рынке есть детские мясные консервы, в состав которых входят: кролик, индейка, говядина с сердцем, мясо курицы.
Мясные консервы для детей можно приобрести от таких производителей:
- Кроха;
- Semper;
- Тема;
- Агуша;
- Hame;
- Gerber;
- Hipp;
- Semper; .
- Milupa .
В 2016 году производство молока и сливок для детского питания возросло на 52 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Основные отечественные производители детского питания:
Для малышей от самого рождения мировые производители предлагают такие смеси, заменяющие грудное молоко:
Целевая аудитория рынка питания для детей не ограничивается детками в первые три года их жизни. Когда рождаемость в Германии упала, детское питание Hipp не наблюдало упадка продаж. Аналогичная ситуация была и у японской компании WAKODO. Анализ рынка детского питания в Германии и Японии объяснил подобную ситуацию тем, что детское питание пользуется популярностью и у старшего поколения благодаря простоте в употреблении и легкости переваривания. Японцы выпустили на рынок новую продукцию для возрастной категории от 0 до 100 лет. Немцы детское питание сегментируют на три целевые аудитории:
- малыши в возрасте до трех лет;
- юноши 13-19 лет;
- люди преклонного возраста.
Но в Украине потребление детского питания увеличилось:
Альтернативой магазинной продукции для детей могла бы стать молочная кухня, существование которой было прекращено из-за многочисленных пищевых отравлений у детей. В Харькове, например, работает «Городская молочная фабрика-кухня детского питания», которая пользуется довольно большой популярностью у местного населения.
Рынок детского питания быстрорастущий и привлекательный для инвесторов. Увеличение спроса на детское питание обуславливается экологичностью производимой продукции и увеличением покупательских возможностей (мамы отдают предпочтение работать и покупать качественное питание малышам). Это может привлечь инвесторов, а также обеспечить увеличение производственных возможностей отечественных производителей.
Рынок детской одежды
Немаловажную роль в выборе одежды для ребенка играет качество. Поскольку ребенок очень подвижный и обладает особенностями терморегуляции, одежда не должна сковывать движений и должна «дышать». Согласно гигиенической классификации, детскую одежду разделяют на такие возрастные группы:
- новорожденные;
- детки до трех лет;
- малыши от 4 до 7;
- дети от 8 до 12;
- подростки от 13 до 15.
Рынок одежды для детей стабильно падает: потребление в 2015 году уменьшилось на 32%, так же стабильно упал спрос на 20% в 2016 году. Спрос намного меньше, чем предложение. В связи с уменьшением популярности магазинов детской одежды, продавцы переориентируются на взрослых.
Раньше большим спросом пользовалась детская одежда из Польши и Турции. Сегодня на рынок возвращаются украинские производители, товары которых намного дешевле и не уступают по качеству. За шесть месяцев 2017 года детской трикотажной одежды импортировали на сумму $1,616 млн, а экспортировали — на $4,195 млн.
Каждая вторая проданная пара обуви произведена в Китае. Это вовсе не означает низкое качество — это означает более низкую стоимость товара. Правда очень дешевый made in China действительно привлекателен только по цене, но сильно уступает по качеству, а украинский производитель делает детскую одежду сопоставимую по качеству с лучшими европейскими производителями.
Самые высокие требования выдвигаются к одежде для новорожденных: без внутренних швов, минимум синтетики,кнопок и пуговиц, ткани только натуральные.
Трикотажные фабрики Украины могут похвастаться высоким качеством изделий и популярностью даже за границей. Трикотажные фабрики предлагают одежду не только для маленьких, но и для взрослых:
- Трикотажна фабрика Золушка и Ко;
- Трикотажная фабрика ЮВДИ-текс;
- Фабрика трикотажа Виса;
- Трикотажная фабрика Лули;
- Дюна (чулочно-носочная продукция);
- KBS (чулочно-носочная продукция);
- Мир текстиля Комсомольский трикотаж.
Брендовая одежда для маленьких украинцев не пользуется популярностью, что обусловлено ее более высокой стоимостью, по сравнению со стоковой продукцией: одежда «от кутюр» получает около 30% продаж, а маленькие магазинчики, базарчики и секонд-хенды имеют остальные 70%. Это не мешает появлению новых украинских брендов:
-
Piaf;
-
Ramie;
-
Garbuz;
-
Jolly Bully;
-
BONKA;
-
2х2;
-
Helen Laven;
-
Monkey;
-
Lapin Lapin;
-
Vilonna Kids;
-
Imagine;
-
Модный карапуз;
-
Grabchak kids;
-
11 shoes;
-
Olli baby;
-
Amimono.
Отдельно стоит поговорить о производстве школьной формы, которую должны носить детки младших классов в некоторых школах страны. Каждая школа самостоятельно определяет цвет: бордовый, зеленый, синий или черный.
Основные украинские производители школьной формы:
- Харьковское учебно-производственное предприятие ;
- Керченская швейная фабрика, Харьковское представительство;<
- Фея, ТПП, ООО, Кременчуг;
- Хмельничанка, ООО, Хмельницкий;
- Милана, ТД, ЧП, Киев;
- Шпак Б.М., ФЛП, Львов;
- Шарм, ПТФ, ООО, Лисичанск;
- Козятинская швейная фабрика, ОАО;
- Попелюшка (Ковтуняк М.А., ЧП), Бердичев;
- МрияЕ, швейное предприятие, ООО, Кропивницкий.
Самая удобная, практичная и популярная одежда для всех — джинсовая. Для самых маленьких джинсы шьют такие компании:
- Goldy (Украина);
- Unsea (Турция);
- TYK (Польша);
- SEAGULL (Польша);
- COW DING (Польша);
- F&D (Венгрия);
- H.L. XIANG (Венгрия)
Не менее важная ниша рынка детской одежды принадлежит детской обуви, к которой также выдвигается масса требований, поскольку ребенок только начинает ходить и стопа постоянно растет. Обувь для ребенка должна легко надеваться и сниматься, застежка при этом должна хорошо фиксировать обувь на ножке.
Материал для детской обуви должен быть натуральным (кожа, нубук) или современные водонепроницаемые материалы, которые, однако, хорошо пропускают воздух. Внутренняя отделка должна быть исключительно из натуральных материалов (кожа, текстиль). Подошва должна быть достаточно мягкой (для правильного развития свода стопы) и гибкой с небольшим каблучком (помогает формировать походку).
В обуви для детей, которые учатся ходить обязательно присутствие задника, который препятствует скольжению ножки и удерживает ее в обуви. Обувь для деток по стоимости не уступает взрослой. Модельный ряд зачастую намного практичнее и качественнее.
На украинском рынке представлены такие компании-производители обуви для детей:
- BG (Украина);
- Palaris (Украина);
- Бистфор (Украина);
- Bartek (Польша);
- Demar (Польша);
- ECCO (Дания);
- CROCS (Италия);
- Elefanten (Германия);
- Flamingo (Россия);
- Geox (Италия);
- NAZO (Польша);
- Котофей (Россия);
- Шалунишка (Россия);
- Alberes (Турция);
- SUPER GEAR (Венгрия);
- Comfort - baby (Китай)
- Ortopedia (Турция);
- Panda (Белоруссия);
- Superfit (Австрия).
Низкий уровень доходов украинцев не способствует развитию фирменных магазинов. Огромная часть потребителей предпочитает делать покупки через интернет. Качественный товар можно приобрести на более чем 500 онлайн-площадках от производителей из Украины, Европы, Турции, Китая и США.
В целом, основывая на проведенном анализе рынка детской одежды в Украине, можно сказать, что он на этапе развития: постоянно появляются новые фирмы, которые нацелены не только на украинского потребителя, но и хотят зацепить внешний рынок.
Исследование детской бытовой химии и косметики
Бытовая химия и средства гигиены для детей должны соответствовать возрасту. Косметика для деток до года обладает нейтральным запахом, не содержит красителей и гипоаллергенна.
Потребителей косметики делять по возрасту в таком соотношении:
Основные группы товаров рынка:
- бытовая химия (детские порошки);
- средства гигиены (шампунь, мыло, уход за полостью рта);
- бумажная и ватная продукция (ватные палочки, ватные диски, одноразовые платочки);
- пеленальные средства (подгузники, пеленки).
Украинские производители детской бытовой химии и средств гигиены:
- Карапуз;
- Galinka;
- Пупсик;
- Бимбо;
- Green&Clean Professional;
- «Тортилла»;
- Mother’s Touch;
- Alenka.
Иностранные производители средств для детей:
- Saraya (Япония);
- Bubchen (Германия);
- Johnson’s baby (Италия);
- Chicco (Италия);
- Hipp (Швейцария);
- Mommy Care (Израиль);
- Ушастый нянь (Россия);
- Маленькая фея (Россия);
- Дракоша (Россия);
- Sanosan (Германия).
Практически все перечисленные производители предлагают средства для стирки и ополаскивания детской одежды, шампуни, мыло, крема, масла, салфетки, ватные палочки. Ценовая категория детских средств гигиены:
- средняя — Дракоша, Карапуз, Ушастый нянь, Galinka, Alenka;
- выше среднего — Chicco, Sanosan, Пупсик;
- высокая — Mommy Care, Bubchen, Saraya.
Отдельную нишу на рынке детских товаров занимает категория подгузников. Большинство производителей также предлагают пеленки и влажные салфетки. Основные производители подгузников, представленные на рынке Украины:
- Pampers;
- Haggies;
- Dada;
- Helen Harper
- Pi-pi;
- Muumi;
- Libero;