СТМ или Private Label – торговая марка, которой владеет розничная сеть (супер или гипермаркет). В Украине и России продажи СТМ показывают стабильный рост в последние несколько лет. Этот процесс особенно ускорился после кризиса 2014 года.
В июле 2016 года в сети супермаркетов-дискаунтеров «АТБ» доля СТМ составила 24,9% в ассортиментном перечне и 24% в товарообороте. И она продолжает расти. В 2016 году Retail Group («Велмарт», «Велика Кишеня», «ВК SELECT», «ВК Експрес» и молдовская сеть Green Hills Market) отчитались о том, что доля СТМ составила 6,2% в их товарообороте. Аналогичный показатель у «Эко Маркета» – 7,5%.
Все СТМ делятся на 3 основных ценовых категории:
- дискаунтеры или низкоценовой сегмент продукции;
- среднеценовой сегмент;
- премиум-марки (в Украине встречаются реже, чем дискаунтеры, но являются наиболее перспективными, если говорить о прибыли).
В Восточной Европе доля СТМ в общем обороте сетей все ещё низкая. Сегодня в Украине на СТМ совокупно приходится не более 10% продаж. В Западной Европе цифра доходит до 30%. Главная возможность для ритейлеров – развитие премиум-направления СТМ. Дальнейший рост категории Private Label будет происходить именно за счет элитных СТМ. В начале 2016 года, 6% населения Украины приобретало СТМ раз в неделю или чаще. Уже сегодня, согласно опросам Nielsen Украина, более 50% украинских покупателей готовы перейти на СТМ. Однако ассортимент, который доступен в розничных торговых сетях, пока что, не готов удовлетворить их потребности.
Ещё одна особенность украинского рынка – рост СТМ в 2016 году происходил, в основном, за счет непродуктивных категорий. Сюда относятся моющие средства, товары для дома, уходовая и декоративная косметика и аптечные СТМ (например, витамины).
Локальная СТМритейлера Watsons - M.A.G.
Стратегии продвижения СТМ
- Создание СТМ-дискаунтеров и демпингование ценой.
- Расширение бренда супермаркета и распространения его репутации на СТМ.
- Вытеснение конкурентов. наиболее сложная стратегия, которая требует наибольших усилий, но и приносит значимую прибыль. Суть заключается в том, чтобы заменить в сознании потребителя товар известного бренда и склонить его к выбору СТМ. Для этого нужно создать мистифицированный образ продукта. Достигнуть этого можно с помощью дизайна.
Если вы хотите создать зонтичную СТМ или пересмотреть дизайн уже существующего Private Label, обратитесь в KOLORO. Мы разработаем фирменную айдентику, которая позволит повысить продажи и расширить категориальный ряд.
Дизайн упаковок сэндвичей сети 7-Eleven
Дизайн СТМ: ситуация в Украине и в мире
Дискаунтеры отличаются максимально простой упаковкой. Часто в ее дизайне сети используют кричащие цвета, чтобы привлечь больше внимания к продукту. Такой прием достигает цели, но отталкивает часть потенциальных потребителей, которые готовы купить СТМ, но дизайн «вырви глаз» вызывает у них опасения. Подсознательно они ассоциируют кричащие контрастные цвета и большие логотипы с некачественным продуктом внутри.
То, что многие производители выбирают треш-дизайн, не значит, что это единственное верное решение. Например, СТМ сети Novus, Promo Marka, выполнена в стиле минимализм. Она относится к низкоценовой категории СТМ. Однако бренд-менеджеры решили делать акцент не на дешевом дизайне, а на честной презентации продукта. Они по максимуму используют возможности смотровых окон, демонстрируя продукцию (крупы, печенье) и аккуратные продуктовые иллюстрации (консервация, молочные продукты). Даже низкая цена не является поводом отказываться от эмоционального посыла. У Promo Marka он есть. Это чистота, и свежесть – ощущения, которые достигаются благодаря правильному использованию белого цвета и тонким деталям, вроде шрифтов или цветочных иллюстраций.
Promo Marka, Novus – лаконичный дизайн СТМ
Среди СТМ среднеценовой категории хочется отметить дизайн некоторых продуктов собственной марки «Премія», которая принадлежит группе компаний Fozzy Group (супермаркеты «Сільпо», деликатес-маркеты Le Silpo, оптовые гипермаркеты Fozzy, магазины у дома «Фора» и сеть «Буми-маркет»). Например, соков (с изображением фруктов и овощей по всему периметру упаковки), чая, плавленых сырков и детской линейки «Премія Рікі Тікі».
Часть ассортимента СТМ «Премія», Fozzy Group
Однако есть и минус. Под брендом «Премія» выпускается достаточно много товаров. Запущены в продажу они были не в одно время, и дизайном, судя по всему, занималось не одно агентство. Поэтому кроме логотипа товары ничего не объединяет. Стратегически это наносит ущерб бренду, так как размывает его образ в глазах потребителей. Ведь одно из ключевых положительных качеств СТМ – возможность быстро найти весь товар одного бренда, который нужен потребителю. И в этом помогает единый стиль дизайна упаковки.
Премиум-марки торговых сетей – относительно новая и наиболее перспективная категория для СТМ. Дизайн упаковки – главное, чем может привлечь такой продукт потребителя. Его задача –заворожить человека. Упаковка для премиум-категории СТМ не должна ассоциироваться с негативом. Её цель – создать впечатление, что перед потребителем находится полноценный бренд. СТМ Fozzy Group, Premiya Select справилась с этим заданием.
Часть ассортимента Premiya Select, Fozzy Group
Разработка СТМ: 2 главных правила
- Заранее подумать о том, что линейка будет расширяться. Нужно выбрать фирменный стиль, который оставит пространство для маневра и сможет быть адаптирован под новые категорий продукции. Стоит понимать, что СТМ – это гигантский зонтик, под которым могут быть объединены от 200 до 400 SKU (иногда количество доходит и до 700 единиц). Поэтому в основу дизайна, помимо логотипа, должен лечь общий знаменатель,.
- Четко понимать, в каком ценовом сегменте будет представлена СТМ и отталкиваться от него. Все большей популярности набирают СТМ премиум-категории. При разработке дизайна для них, важно создать яркий эмоциональный образ бренда, который расскажет о качестве товара.
Определились с ответами на вопросы и готовы приступать к проекту? Свяжитесь с нашими менеджерами прямо сейчас, они ответят на все вопросы и вышлют примерную смету.
Айдентика для Private Label супермаркета Pressbyrån
Дизайн СТМ, который метит в цель: чек-лист
1. Продукт на первом месте
Для СТМ наиболее важные характеристики – цена и качество продукта. Поэтому, создавая дизайн упаковки Private Label, важно акцентировать внимание на самом товаре. Здесь поможет лаконичное описание, прозрачные вставки или смотровые окна (если технические характеристики упаковки позволяют применить эту технологию), состав, который указан большими буквами на лицевой стороне упаковки. Логотип отходит на второй план, он может быть совсем маленьким и незаметным. Это будет плюсом для продукции.
Примером может стать дизайн СТМ ритейлера EasyFood. Белый фон, яркий паттерн, который символически демонстрирует содержание банок и пачек, а также заметное указание категории, к которой относится товар – 3 секрета успеха СТМ.
EASYFOOD – идеальный пример простого дизайна СТМ, который не отталкивает
Еще один пример – СТМ сети Garant. Здесь ставка сделана на текст и узнаваемые шрифты. В таком подходе сразу два плюса. Во-первых, вся линейка выглядит очень органично, потребитель легко найдет товары марки в разных отделах супермаркета. Во-вторых, большие буквы сами рассказывают о содержимом пачек, что ускоряет процесс покупок. Люди будут благодарны за сэкономленное время. Также, подсознательно, такой шрифт ассоциируется с открытостью и вызывает больше доверия к продукту.
СТМ сети Garant – название категории вынесено на первый план, логотип соотносится с размером инфопометки «эко»
2. Буря эмоций
Многие потребители в Украине и России ассоциируют СТМ с дешевизной и плохим качеством товаров. Однако с этим негативом очень легко справиться, используя грамотный дизайн. Два следующих примера – отличное тому доказательство.
Первый – дизайн упаковки печенья для сети Fortnum & Mason. Картонный цилиндрический сундук с продуманными иллюстрациями бросает вызов конкурентом. Язык не повернется назвать эту СТМ «дешевой» или некачественной.
Дизайн СТМ печенья сетиFortnum & Mason
Второй – зонтичная СТМ ICA Gott liv. Она состоит из ярких геометрических паттернов, которые подчеркивают суть каждого продукта. Цветовая гамма выразительно отличается от большинства товаров. Это делает СТМ заметной и узнаваемой. А яркость настраивает на позитивный лад.
Дизайн СТМ ICA Gott liv
3. Не то, чем кажется
Выше, мы уже писали, что для ритейлера наиболее прибыльным является создание элитной продукции под СТМ. Для этого нужно разработать дизайн СТМ, который не выдаст в товаре бренд собственного производства. Примерами могут стать СТМ ритейлера Tesco или линейка морепродуктов Salde Plata, сети Aldi Supermarkets.
Дизайн шоколада, снеков и печенья Tesco finest
Дизайн упаковки СТМ Sal De Plata
Дизайн СТМ: итоги
Узнав о статистике потребления СТМ в Украине и мире, увидев примеры дизайна Private Label, можно сказать, что эта сфера имеет большие перспективы для развития. Мы надеемся, что украинские ритейлеры последуют примеру европейских коллег и продолжат расширять линейки СТМ качественными продуктами с привлекательным дизайном. А маркетологи и дизайнеры KOLORO всегда готовы помочь!
Заказать разработку СТМ вы можете в брендинговом агентстве KOLORO. Мы создадим для вас бренд в едином фирменном стиле, который станет лидером среди потребителей.