Олимпийские игры — это не только спортивное событие мирового масштаба, но и важный имиджевый проект для принимающей страны. Правительства государств и мэрии городов тратят на подготовку и проведение соревнований значительные средства. И если одни рассчитывают на окупаемость вложений за счет роста туристического потока после окончания Игр, то для других Олимпиада — это в первую очередь вопрос престижа.
В любом случае, организаторы ставят перед собой целью сделать спортивное мероприятие ярким и запоминающимся. Не последнюю роль в этом играет айдентика Олимпийских игр — эмблема, постеры, медали и официальный талисман.
Брендинговое агентство KOLORO разработает качественный логотип и фирменный стиль для вашего бренда. Это поможет вам стать узнаваемым на высококонкурентных рынках и надежно закрепиться в сознании потребителя.
На основе краткого экскурса в историю разберем наиболее удачные примеры олимпийской айдентики, а также ошибки разработчиков эмблем и постеров.
История олимпийских логотипов и символов
Символ Олимпийских игр
Главный символ Олимпийских игр — пять перекрещенных колец — был разработан основоположником современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном в 1913 году. Альтернативные версии приписывают авторство греческому художнику Ангело Боланки и швейцарскому психоаналитику Карлу Густаву Юнгу. Но подтверждений этих теорий их сторонники предоставить не могут.
По поводу первого логотипа мнения историков расходятся. Одни считают, что первыми официальную эмблему ввели немцы на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году, другие настаивают на том, что таковой следует считать логотип Летней Олимпиады в Лос-Анджелесе 1932 года. Хотя первый графический символ соревнований был разработан французами, но в постерах и на атрибутике Игр 1924 года в Париже он не использовался.
Эмблема Летней Олимпиады в Париже 1924 года
Логотипы Олимпийских игр
Логотип Олимпиады кроме обязательных колец, названия места и года проведения соревнований содержит графический символ. Именно он служит основным элементом айдентики, отображая характерные особенности принимающего города или страны. Часто в эмблеме заложены дополнительные идеи, которые организаторы хотят донести до аудитории.
Логотипы, основанные на национальных символах и городских достопримечательностях
Эмблемы и логотипы Олимпийских игр с национальной и городской символикой
Лос-Анджелес-1932. Основным фоном служит Американский Щит (American Shield) — один из государственных символов США. Количество звезд и полос на нем соответствует числу штатов в 1776 году. На переднем плане вытянутые в ряд олимпийские кольца, лозунг Олимпиады и оливковая ветвь. Последняя, кроме того, что является одним из символов Олимпийских игр, также изображена на гербе США. К ней развернута голова орла, что символизирует стремление американского народа к миру.
Лондон-1948. Центральным элементом эмблемы выступает Вестминстерское аббатство и Биг-Бен. Стрелки на циферблате показывают 4 часа — время официального открытия игр. Надписи выполнены одним из классических английских шрифтов, что привносит в логотип дополнительный национальный колорит.
Рим-1960. Эта эмблема имеет привязку исключительно к принимающему городу. Центральным элементом логотипа выступает символ Рима — Капитолийская волчица. На постаменте — надпись «1960», выполненная римскими цифрами.
Москва-1980. Комбинированная эмблема, где один из символов принимающего города — здание Московского государственного университета — выполнен в форме беговых дорожек, сходящихся у пятиконечной звезды.
В логотипе присутствует скрытая идеологическая составляющая. Вершина имеет три уровня, что соответствует количеству ступеней пьедестала почета. Верхнюю ступень занимает пятиконечная звезда. Этот символ СССР венчает шпиль здания МГУ, но на логотипе он обозначает лидерство коммунистической идеологии. Кроме пятиконечной звезды национальную привязку логотипа обеспечивает красный цвет.
Лос-Анджелес 1984. Еще один пример комбинированной эмблемы, в которой удачно сочетается спортивная и национальная тематика:
- пятиконечная звезда является символом США и в то же время олицетворяет стремление человека к совершенству;
- количество звезд отвечает цветам американского флага и соответствует количеству победителей на пьедестале почета.
Полоски в эмблеме придают композиции динамичности.
Видимо, американские дизайнеры решили не отставать от москвичей в использовании скрытых смыслов в символике. Одинаковый размер звезд указывает на равенство соперников. Но на переднем плане расположена звезда цвета формы олимпийской сборной США. Такое расположение не только выделяет ей центральное место в композиции, но демонстрирует ее скоростные полосы, скрытые у белой и красной звезды.
В то же время не следует искать скрытых смыслов в том, что красная звезда находится, по сути, на третьем месте. В противном случае в логотипе не читалась бы белая звезда.
Эмблема Олимпийских игр в Альбервиле 1992 года
Эмблема Олимпийских игр в Альбервиле
Этот пример стоит разобрать отдельно. На левой картинке мы видим оригинальный логотип, символизирующий олимпийский огонь. Многих поклонников спорта интересовал вопрос: почему в эмблеме французской Олимпиады использован датский флаг? Знакомые с французской историей ответят, что это флаг Савойского герцогства, существовавшего на юго-востоке Франции в XV-XIX веках. Белый крест на красном фоне изображен на гербах департамента Савойя и самого Альбервиля.
Присутствие национального флага Франции должны были обеспечить три полоски под огнем. Они одновременно символизируют и чашу факела, и лыжные следы, создавая дополнительную привязку к олимпийской тематике. Однако из-за угла наклона эти линии больше напоминают перевернутый флаг Нидерландов.
Читайте также: Как создание фирменного стиля помогает увеличить цену вашего продукта
В целом концепция логотипа понятна и оправдана: в отличие от чемпионатов по футболу, логотипы которых основываются на цветах национального флага, в олимпийских эмблемах основной акцент делается на символике принимающего города. Но в данном случае схожесть с датским флагом вызвала у непосвященных непонимание. Впрочем, возможно дизайнеры и ставили себе целью привлечь внимание к истории Альбервиля.
Но если бы организаторы ставили целью сделать акцент на национальной символике, логотип также выглядел бы выразительно. Если присмотреться к варианту справа, то в данном случае роль чаши факела выполняет текст и олимпийские кольца.
Логотипы на основе местной специфики
Логотипы Олимпийских игр с изображением местных достопримечательностей
Хельсинки-1952. На эмблеме изображены фрагменты стадиона, который должен был принимать летние Олимпийские игры 1940 года, не состоявшиеся по причине начала Второй мировой войны. Поэтому этот символ имеет двойное значение: указывает на место проведения соревнований и воплощает силу и непрерывность олимпийского движения.
Лиллехаммер-1994. Главный элемент эмблемы — стилизованное изображение северного сияния. Кроме отсылки к местной специфике, этот природный феномен символизирует зрелищность, мощь и высокое напряжение, присущие также и спортивным соревнованиям. Нижняя часть логотипа символизирует кристаллы льда, что указывает на специфику соревнований.
Турин-2006. Эмблема представляет собой стилизованное изображение башни Mole Antonelliana — главной достопримечательности города. На специфику соревнований указывают звездочки-снежинки, из которых состоит купол.
Читайте также: 30 лучших логотипов в истории
Эмблемы, содержащие изображение снежинки
Этот символ часто используется в эмблемах зимних Олимпиад. Кроме указания на тематику соревнований, снежинка олицетворяет симметрию и точность.
Использование изображения снежинки в эмблемах Зимних Олимпийских игр
Отдельно хотелось бы остановиться на трех логотипах.
Сараево-1984. Центральное место в эмблеме занимает элемент боснийской вышивки, что вносит в логотип элемент национального колорита. Такой символ напоминает как снежинку, так и четырех людей, открывающих объятия солнцу. В этом случае было бы логично изменить дизайн, добавив еще одного человечка.
Создание логотипа Олимпийских игр в Сараево 1984 года
Можно было бы также раскрасить их в цвета олимпийских колец, создав дополнительную привязку к спортивной тематике. Однако в таком символе наблюдалась бы схожесть с советской звездой. Хотя Югославия официально считалась социалистической страной, отношения с СССР были довольно напряженными. Кроме того, после бойкота западными странами Московской Олимпиады 1980 года и намерения Советского Союза бойкотировать Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, подобные ассоциации также не пошли бы на пользу имиджу соревнований.
Калгари-1988. В этой эмблеме также читается привязка к национальной тематике. Снежинка и ее цвет напоминают государственный символ Канады — кленовый лист, на стебель которого указывает вертикальная линия в нижней части снежинки.
Нагано-1998. Логотип имеет сразу три символических значения:
- Снежинка, символизирующая привязку к тематике.
- Лучи снежинки выполнены в форме фигурок участников основных зимних видов спорта.
- Главная тема Олимпиады в Нагано — бережное отношение к природе, поэтому символ напоминает цветок. В азиатской культуре цифра «6» символизирует гармонию и природное равновесие. Поэтому у снежинки-цветка шесть лепестков, а не пять. Кроме того, если привязывать цветок к олимпийской тематике, тогда одним из лепестков должен быть черный. Хотя в японской культуре это цвет радости, он не типичен для цветочных лепестков.
Проекты эмблемы Олимпийских игр 2024 года
Заявки на проведение Олимпиады-2024 года подали 15 городов. В финал вышли Рим, Париж, Лос-Анджелес и Будапешт.
Разработка логотипа для Олимпийских игр 2024 года
Рим. На эмблеме изображена главная достопримечательность города — римский Колизей. Трехмерное изображение стилизовано под национальный флаг Италии. Полоски в верхней части символа олицетворяют движение и скорость, придавая логотипу динамичности и указывая на специфику мероприятия.
Париж. Эмблема представляет собой стилизованное изображение Эйфелевой башни. В линиях преобладают синий и красный цвета. В сочетании с белым фоном между ними читается изображение национального флага Франции.
Лос-Анджелес. Символ четко указывает на принимающий город. Ангел направлен к солнцу, что в данном случае символизирует движение к высоким результатам. Однако крыло бабочки может трактоваться и как возрождение, так и как непостоянство.
Будапешт. В эмблеме соединены символы воды (река Дунай, на которой стоит город) и солнца (символ света, мира). Изображение человека с распростертыми объятиями олицетворяет гостеприимство и стремление к высоким результатам. В логотипе присутствуют все цвета олимпийских колец, что указывает на тематику события.
Рим и Будапешт отказались от проведения Олимпиады из соображений экономии, а власти Лос-Анджелеса приняли решение участвовать в конкурсе на право принять в своем городе Олимпийские игры 2028 года. Поэтому победителем автоматически стал Париж.
Главная функция логотипа и фирменного стиля — ярко и лаконично выразить философию бренда и закрепить ее в сознании потребителя. Специалисты брендингового агентства КОЛОРО помогают бизнесу успешно справляться с этой задачей.
Разработка олимпийских постеров
Плакаты олимпийских игр — это своего рода расширенная эмблема. Если логотип должен быть лаконичным, то в официальном постере организаторы имеют возможность более полно раскрыть особенности города и страны, принимающей соревнование. В плакате также можно реализовать креативную идею, которая позволит сделать Олимпиаду запоминающейся не только спортивными событиями и достижениями.
Первые постеры
Официальные плакаты игр появились с началом олимпийского движения.
Первые постеры Олимпиад
Главной идеей первых плакатов был олимпийский дух и единение наций вокруг спортивных состязаний.
Постеры Олимпиады в Берлине 1936 года
Третий Рейх поставил спортивные соревнования на службу нацистской идеологии. По задумке гитлеровского режима Берлинская Олимпиада должна была стать триумфом арийской расы. Нацистские идеологи переработали учение Фридриха Ницше о «сверхчеловеке» для обоснования господства немецкой нации над остальными народами мира.
Постеры Олимпийских игр в Берлине 1936 года
На плакатах мы видим собирательный образ «истинного арийца», который должен был не только подкреплять идеологическую обработку немецкого населения, но и соответствующим образом работать на иностранную аудиторию.
Плакаты Олимпиады в Мюнхене 1972 года
Разработка айдентики Олимпийских игр была поручена известному немецкому графическому дизайнеру Отлу Айхеру. Результат его работы следует рассмотреть в комплексе.
Логотип и плакат Мюнхенской Олимпиады 1972 года
Слева на картинке можно видеть логотип соревнований. По задумке автора он должен был символизировать:
- чашу олимпийского факела;
- серпантинный подъем, на вершине которого находится олимпийский огонь.
Но аудитории предоставили только двухмерный вариант, в котором подавляющее большинство разглядело лишь солнце с изломанными лучами или такую же деформированную снежинку. Вторая трактовка была бы более вероятной, если бы это был логотип зимней Олимпиады.
Можно предположить, что концепция Отла Айхера была бы более понятной, если бы для логотипа использовали один из трехмерных вариантов.
Ассоциации с зимними соревнованиями могут возникнуть и при взгляде на официальный плакат. В нем преобладают белый и синий цвета, а полосы больше напоминают вьюгу, чем лучи солнца.
Концепция плакатов, посвященных отдельным видам спорта, аудиторией была воспринята более благосклонно.
Спортивные постеры Олимпиады в Мюнхене 1972 года
Олимпиада в Ванкувере 2010 года
На главном постере половину пространства занимает белый фон, что указывает на зимнюю тематику Игр. Вторую часть украшает символ Канады — кленовый лист, на котором изображены природные достопримечательности страны.
Постеры Олимпиады 2010 года в Ванкувере
Подобные пейзажи выступают и фоном для изображений спортсменов на плакатах отдельных олимпийских дисциплин.
Читайте также: Реклама, снятая для Cупербоула-2018
Неудачные дизайнерские решения в оформлении олимпийских постеров
Олимпийские плакаты с неудачными творческими решениями
Сен-Мориц-1948. Идея айдентики первых после Второй мировой войны зимних Олимпийских игр понятна. На логотипе изображено солнце как символ мира. Дизайнеры плаката Олимпиады развили идею: здесь изображены два человека на лыжах, смотрящих на восходящее солнце, как символ начала мирной эпохи. Однако оно расположено в левой части композиции, поэтому воспринимается не как восход, а как закат.
Лондон-1948. Как и на логотипе, на постере изображено Вестминстерское аббатство и башня Биг-Бен. Привязку к олимпийской тематике обеспечивает изображение древнегреческой статуи «Дискобол». Неоднозначной композицию делает изображение деревьев. Рваный контур и цвет этого элемента делают его похожим на дым и пыль от взрыва. Поэтому в плакате можно увидеть намек на бомбардировки Лондона нацистами во время Второй мировой войны.
Мехико-1968. В логотипе название города и цифры стилизованы под беговые дорожки. Олимпийский символ удачно вписан в цифры «68», хотя черное и зеленое кольца сливаются с темно-серым цветом текста.
Главный постер выполнен в стиле оптической иллюзии. Но в данном случае общая композиция не имеет целостного характера. Буква «I» делит изображение на две неравномерные части. Если присмотреться к плакату, то все волны можно соединить таким образом, чтобы композиция выглядела целостно.
Альбервиль-1992. Олимпийский символ в логотипе выполнен разорванными линиями. Черное и красное кольца выглядят более целостными, чем синее. Это вместе с наклоном и формой колец визуально напоминает цифры «88». Такой прием был бы удачен для Олимпиады 1988 года.
Постеры на основе оригинальных дизайнерских решений
Оригинальные идеи в олимпийских постерах
Отдельно стоит остановиться на трех олимпийских плакатах:
Лейк Плэсид-1932. Фоном для прыгуна с трамплина служит белая карта США. Если акцентировать внимание на море по краям круга, то изображение может восприниматься как горы, на фоне которых лыжник совершает прыжок. В этом случае точка на карте с названием города за спиной у спортсмена воспринимается как солнце.
Лиллехаммер-1994. Абстрактные пятна на плакате не только изображают факелоносца, но и напоминают извилистые берега Норвегии, изрезанные фьордами. Поэтому постер также указывает и на туристическую привлекательность принимающей страны.
Турин-2006. В раскраске дорожек слалома присутствует отсылка к олимпийской тематике, а их форме есть схожесть с треугольным логотипом Туринской Олимпиады. Кроме того, символ скоростного спуска выступает дополнением к слогану: «Здесь живет страсть».
Постеры на основе общественных идей
Общественные меседжи в постерах Олимпийских игр
Каждый из плакатов содержит в себе дополнительные послания:
- Постеры Хельсинки-52 и Калгари-88 указывают на туристическую привлекательность принимающих городов, выполняя по сути функцию рекламного плаката.
- Олимпиада в Осло 1952 года — это вторые после войны зимние соревнования. В это время также разворачивается «холодная война». Лыжные палки в качестве флагштоков и развевающиеся на фоне голубого неба флаги выступают символом мира.
- Как уже говорилось, лейтмотивом Олимпийских игр в Нагано была тема защиты окружающей среды. Поэтому птичка на лыжных палках — это призыв к гармоничным отношением человека к природе.
Айдентика Олимпийских игр в Пхенчхане
Логотип и постер Олимпийских игр в Пхенчхане 2018 года
Эмблема
Логотип Олимпиады, разработанный дизайнером Ха Чжон Чжу представляет собой два стилизованных иероглифа:
- «ㅍ» означает три гармонично сосуществующие стихии: Небо, Земля, Человек;
- «ㅊ» символизирует снег и лед, что указывает на тематику Игр.
Иероглифы окрашены в цвета, присутствующие на флаге Южной Кореи и отвечающие цветам олимпийских колец.
Постер
Официальный постер Игр не был утвержден, однако наиболее распространенным считается плакат с талисманом Олимпиады. Мозаичный фон в синей цветовой гамме создает тематическую привязку. В левом верхнем углу расположен слоган Игр, который можно перевести как «Страсть. Связь установлена».
Как мы видим, айдентика — это не просто внешняя оболочка бренда или мероприятия. Логотип, полиграфия и упаковка оказывают существенное влияние на отношение целевой аудитории к вашему продукту. На примерах олимпийской айдентики мы увидели, что к разработке айдентики нужно подходить серьезно.
Брендинговое агентство KOLORO имеет богатый опыт разработки логотипов и фирменного стиля различных торговых марок. На основе кабинетного маркетингового исследования наши специалисты разработают эффективную стратегию продвижения вашего бренда, максимально отвечающую особенностям рынка и потребностям вашей целевой аудитории.