Ритейл, как и все остальные отрасли бизнеса, меняется под напором новых технологий и приходом нового поколения покупателя. Это отражается на стиле ведения бизнеса, его доходности. Ниже мы рассказываем о 10 ключевых тенденциях, которые уже вступили в силу и тех, которые только набирают обороты.
Тренды ритейла: срочный переезд в онлайн
Несмотря на то, что 90% розничных продаж сегодня приходятся на традиционные магазины, ритейлеры массово теряют свои позиции, в то время как онлайн быстро растет. Основная причина в том, что растет проникновение мобильного интернета. При этом менее 20% мировых ритейлеров разработали отдельные мобильные приложения для своих онлайн магазинов.
Большинство игроков бизнеса отмечает позитивное влияние онлайн-продаж, 75% всех ритейлеров ожидают дальнейшего продолжения роста онлайн-продаж (в нарастающем темпе). Статистика показывает, что ритейлеры, которые не инвестируют в электронную коммерцию вскоре столкнутся с серьезными проблемами. Это доказывает капитализация Amazon, показатель которой выше, чем суммарные цифры всех конкурентов. При этом сеть продолжает рост.
Большинство представителей бизнеса считают, что идеальным вариантом для развития является наличие офлайн и онлайн-магазина. Для примера, лидер-онлайн ритейла Amazon в 2015 открыл первый офлайн магазин книг (с этого товара гигант начинал работу), а в декабре 2016-го открыл первый офлайн-супермаркет без касс. О том, что потребителю все еще важно потрогать продукт говорил в интервью РБК и основатель брендов Natura Siberica, Андрей Трубников.
Украинские и российские ритейлеры не отстают от зарубежных коллег. Основатели сети «Азбука вкуса» комментируют, что онлайн дает около 7% прибыли, и показатель растет. Средний чек в онлайн выше, чем в рознице, в «Азбуке вкуса» он выше в 4 раза. Потребители заменяют поход в гипермаркет покупкой на сайте, заказывая в онлайне габаритные товары. В Украине в 2016-м году онлайн-ритейл впервые с 2014 показал рост в долларовом значении, хоть и не дорос до показателей 2013-го.
Рынок онлайн-ритейла в Украине (2012-2016 гг)
Тренды оффлайн-ритейла: важность консультации
Особенностью американской сети Giant является наличие собственной школы кулинарии. В США это популярное направление, примерно 30% сетей обладают аналогичной функцией. Особенностью Giant, является наличие позиции диетолога, час консультации которого стоит 20 долларов. Однако это не чистая сумма, так как после покупки консультации человеку выдается купон на аналогичную сумму, которую он может потратить на покупки в Giant.
Приготовление здорового меню маркетологи Giant тоже максимально упростили. В торговом зале есть приспособление, которое после сканирования товара предлагает рецепты приготовления блюда. Достаточно лишь выбрать ключевой ингредиент будущего блюда и поднести его ко сканеру. Компьютер проанализирует товар и предложит рецепты. Далее есть 2 варианта: распечатать текст прямо в магазине или отправить его на свой e-mail.
Ритейл-брендинг: атмосфера и мерчендайзинг — ключ к успеху
Фишка американской продуктовой сети Тrader Joe’s, которая принадлежит конгломерату ALDI, — органические и здоровые продукты. Тrader Joe’s это сеть небольших магазинов, которые относятся к сегменту «магазин у дома» (по меркам Америки). Их особенностью является небанальный подход: особенные товары по приемлемым ценам. На небольшой площади в 900 метров получается зарабатывать 2 млн. долларов в месяц.
Достигнуть успеха помогает образ, например, оформление витрин. Все плакаты, ценники и POS-материалы рисует штатный художник. Супермаркеты сети поделены на зоны, каждая из которых закреплена за какой-то частью мира (Trader Giotto’s — Италия, Trader Jasquer’s — Франция, Arab — Исламский мир). Продавцы там одеты в специальные костюмы, витрины тоже оформлены тематически.
Бренд отстроился от конкурентов, так как смог создать ценность, которая заставляет клиентов делать выбор в его пользу. Ритейлер дарит потребителю эмоциональный опыт и это то, за чем стоит прийти именно сюда.
Заказать разработку фирменного стиля и дизайна витрин вы можете в КОЛОРО. Мы знаем, как сделать магазин магнитом для потребителей.
Читайте также: Каким цветом оформить магазин: гайд по цветовосприятию
Глобальный ритейл-тренд: от магазина к маркетплейсу
Моду на размещение на своей площадке товаров других компаний задал Amazon. Прибыль и доля рынка компании, которые растут из года, в год убедили коллег поступать так же. В Украине наиболее ярким представителем подобной стратегии является Rozetka. В России по такой схеме работает Ozon.
Количество маркетплейсов продолжит расти, однако не всем магазинам стоит превращаться в маркетплейс. Для некоторых хорошим вариантом может стать налаживание сотрудничества с уже существующими площадками.
Читайте также: Как Rozetka превращается в Amazon
Тренды в сфере торговли: быстрая доставка
Кроме низких цен, для потребителей сейчас важны скорость и удобство доставки. Здесь бесспорным лидером остается Amazon, за которым очень сложно угнаться остальным ритейлерам. Сейчас Amazon Prime предлагает вариант бесплатной доставки по США в течении двух дней.
В планах ритейлера упростить логистику, для этого компания запатентовала конструкцию логистического центра в виде башни. В нем не планируется окон, зато есть масса отверстий для дронов. Пока что это только патентная разработка, не все они реализуются в будущем. Однако это хорошо показывает стратегию развития компании.
Тренды B2C: честные скидки на праздники
Массовые распродажи пришли к нам с Запада. В Америке сезон скидок начинается со Дня благодарения, затем идут Черная пятница и Киберпонедельник, которые плавно перетекают в рождественские скидки. В Европе и Америке скидки в этот период реальны. В частности, на Черную пятницу скидки достигают 70-90%.
Увы, этот тренд не затронул отечественный рынок, маркетологи на постсоветском пространстве обманывают покупателей. На поверку акции и предпраздничные распродажи в Украине и России обычно оказываются филькиной грамотой. Покупатели не перестают жаловаться на то, что плакаты в преддверии черных пятниц обещают скидки в 70%, но товара с подобной скидкой меньшинство. На основную же массу вещей скидка обычно составляет 20-30% стоимости.
На снимке экрана снизу результаты расследования портала Vgorode, которое журналистка издания провела в Черную пятницу 2015-го года. В верхней части скидки в день акции, в нижней — кэш. Он показывает, что до черной пятницы цены были даже ниже, чем в день мероприятия.
Кроме letu.ua Vgorode проверили еще несколько украинских онлайн ритейлеров. Цитрус не менял цены совсем, хоть и обещал «обвал», а на Iphone 5S цену даже подняли на 100 гривен. Rozetka предоставляла скидки по купону. Они не превышали 15% от стоимости, а на некоторые товары вообще подешевели лишь на 2% (планшет Lenovo до начисления скидки стоил 2222, после — 2199 грн). При этом подобные купоны магазин рассылает регулярно, если вы подписаны на рассылку, то и сейчас можете найти письмо с подобным в своей почте (ниже скрин письма, которое пришло автору в пять утра, 05.07.2017).
Тенденции ритейла: создание собственных праздников
Отмечать дни рождения и придумывать новые поводы для скидок выгодно. В 2015 году Amazon с размахом отметила свой двадцатый день рождения. Финансовые результаты праздника побили все рекорды и превысили выручку от черной пятницы 2015 года. Отечественным ритейлерам стоит брать пример с лидера.
Важно, что подобный праздник требует весомой подготовки. Склады должны быть заполнены, персонал — вышколенный. Сама по себе акция не сможет привлечь массового потребителя, ней никого не удивишь. Поэтому стоит задуматься об активностях для посетителей. Концерты, фудкорт, активные игры, зона для детей и тому подобное поможет увеличить ЦА праздника. Мы писали об этом в нашей статье.
Для проведения кабинетного исследования и определения вех развития бизнеса, обратитесь в KOLORO. Мы подготовим анализ и предложим варианты для развития ритейл-бизнеса.
Тенденции ритейл-бизнеса: курс на дополнительные услуги
Если главное преимущество, которое компания предлагает своим клиентам — не самая низкая стоимость товар или услуг на рынке (Walmart в Америке, АТБ в Украине), то для привлечения клиентов нужны дополнительные услуги.
Например, украинский косметический онлайн-ритейлер Makeup предлагает бесплатную доставку товаров в любую точку страны. При этом он не ограничивает потребителей минимальной суммой заказа. Продуктовые ритейлеры привлекают потребителей широким ассортиментом товаров и собственным импортом.
Сеть Good Wine проводит ярмарки с разнообразными активностями, которые формируют сообщество потребителей, повышают лояльность к бренду.
Тенденции в сфере розницы: Walmart — законодатель мод
Кросс-докинг, как способ сэкономить
Кросс-докинг — одно из нововведений Walmart, которое помогает сэкономить на логистике. Смысл приема в том, что поставщики направляют товар в специально оборудованные дистрибуционные центры, где становится понятно, куда нужно отправить продукцию. Затем товар сразу перераспределяют в магазины, минуя стадию хранения на складах. Метод существенно снижает расходы на хранение и транспортировку, помогая Walmart оставаться ритейлером с самыми низкими ценами на рынке.
Самовывоз помог нарастить прибыль
В первом квартале 2017 года Walmart повысил продажи на 29%. Это произошло благодаря внедрению новой системы доставки. Гигант предложил скидки на онлайн-заказы клиентам, которые вместо доставки на дом выбирают самовывоз. Это значительно снижает расходы.
Еще одним нововведением стало постепенное внедрение бесплатной доставки в течении 2-ух дней вместо платной (при условии заказа на сумму от 35 долларов).
Стоит отметить, что не все потребители довольны подобными акциями, очереди в точки самовывоза довольно большие, и люди негативно откликаться об акции в сети. На фоне Amazon, с его бесплатной двухдневной доставкой (2 дня — максимально возможный срок, обычно товар приезжает быстрее, особенно если регион отправки совпадает с регионом получения) предложение Walmart проигрывает.
Читайте также: Перечень дистрибьюторов Украины: кому дать продавать ваш продукт
Нейромаркетинг — ключевая тенденция розничной торговли
Нейромаркетинг — метод, который позволяет управлять сознанием потребителя путем изучения поведения людей и влиянием на него.
Методы, которые применяет нейромаркетинг:
-
психо-лингвистические исследования (изучение мышления человека, построения логических связей, возникновения ассоциаций);
-
позитронно-эмиссионная томография (сканер изучает биологически активные соединения мозга и их работу);
-
изучение реакций (айтрекинг, мимика, сокращение сердечных мышц, учащение пульса и т.д.).
Все это помогает давить на подсознание человека, не пробуждая в нем уже существующие желания, а зарождая новые, нужные производителю. Об этичности методов ведутся споры, пока что это никак не регулируется, однако законодательные акты явно потребуется, это лишь вопрос времени.
Читайте также: Как повлиять на поведение покупателей в супермаркете: 11 советов
Отрасль продаж стремительно меняется, новое поколение потребителей ратует за качественный сервис и высокую скорость обслуживания (при минимальном контакте с персоналом). Чтобы идти в ногу со временем и не терять клиентов, обращайтесь в KOLORO. Мы разработаем рыночную стратегию для вашего бизнеса, которая работает.